Похоже, за последние годы у нас развился совершенно уникальный и исключительно российский культ «майского туризма». Для тех, кто не хочет традиционно проводить майские каникулы на юге, материал ведущего туристической рубрики «Буржуазного журнала» Трудно представить себе среднестатистического французского клерка, который непонятно почему решает, что два государственных праздника 1 и 8 мая дают ему полное право забросить дела и с чистой совестью уехать на Мартинику дней на десять.
Однако «нашего человека» то ли из-за картофельно-огородных советских атавизмов, то ли в силу уже ставшего традиционным заклинания «все равно в Москве никого не будет» заставить сидеть в городе первые две недели мая решительно невозможно. Большинство предпочитает проводить самопровозглашенные «майские каникулы» (как, собственно, и все прочие) на многочисленных пляжах мира. Из чувства противоречия и следуя излюбленной присказке одной моей знакомой «главное толпами не ходить», осмелюсь порекомендовать вам на последний весенний месяц «скандинавское» турне. Условно скандинавское, по причине явного несезона в Исландии и норвежских фьордах, а также с добавкой северной Германии в качестве бонуса. Очевидные плюсы: уже тепло (при известном везении дневная температура, скажем, в Гетеборге может быть до 25 градусов); мало туристов (относительно мало, конечно, но до летнего муравейника далеко); буйство красок (ярчайшие сельские и садово-парковые красоты пробуждение природы); удачная география (за считаные дни можно с чувством-расстановкой объехать три страны); универсальность (дикие леса-поля, идиллические деревушки, сонные средневековые городки, заброшенные замки, современные мегаполисы все в одном флаконе, все по соседству). И самое, на мой взгляд, главное относительная «незаезженность» маршрута.
Очевидные минусы: пока не обнаружены. Хотя стоп, есть один сомнительный факт согласно данным последнего исследования «Worldwide Cost of Living», проведенного агентством Economist Intelligence Unit, Копенгаген занимает третье место в списке самых дорогих городов мира.
Дания Прокатившись вдоль и поперек почти по всему королевству, я так и не смог сформулировать своего отношения к родине легендарного принца. Целостная картина страны никак не хотела складываться в продуваемой атлантическими ветрами голове, постоянно распадаясь на эклектичные картинки не столько противоречивой, сколько просто странной датской действительности. При заходе на посадку в аэропорт датской столицы самолет пролетает над самым протяженным в Европе мостом Oresundsbroen/ Oresundsbron, соединяющим Данию и Швецию. Забегая вперед, скажу, что больше всего меня впечатлил не этот мост-рекордсмен, а его более чем достойный собрат, соединяющий острова Sjaelland и Fyn. Копенгаген (Kobenhavn) скандинавская Москва, безалаберный фантасмагорический город. Планировался (если вообще был хоть какой-то план) и отстраивался явно не для туристов, которым приходится совершать многокилометровые трипы, чтобы обозреть указанные в путеводителях пункты. Впрочем, далеко не все нуждается в обязательном осмотре. Так называемый Castle (вернее, его развалины в окружении ландшафтного парка) милая провинциальная идиллия в центре города, но не более того. Расположившаяся неподалеку пресловутая Русалочка на фоне, как бы сказать помягче, неживописных доков, в перманентных объятиях десятка японцев с фотоаппаратами& пиар все-таки великая сила.
Далее, ближе к морю резиденция королевы Amalienborg: унылая вариация на тему дворцовой архитектуры XVIII века вкупе с разгильдяями-гвардейцами, вальяжно прогуливающимися по внутреннему периметру здания. Дальше от моря замок Rosenborg и прилегающий к нему старейший парк Дании Kongens Have. Парк как парк живописная центральная аллея с платанами, цветочки, бюстики, фонтанчики и куча молодежи на травке. Сразу за Amalienborg туристический канал Nyhavn: веселенькое место с параллельными линиями веселеньких домиков, бесконечной чередой веселеньких ресторанчиков со средненькой кухней и весьма невеселенькими ценами. Далее «старый город», столетней архитектуре которого подходит какое угодно название, но только не это. За ним средненькая ратуша и о ужас! парк Tivoli: нечто среднее между ЦПКиО им. Горького в капиталистической упаковке и баварским биргартеном.
Но несмотря на всю эту усредненность, смею резюмировать: Копенгаген уникальный город, в котором хочется жить и куда хочется возвращаться, он легко открывается перед тобой, но так и не дает определенного ответа на вопрос, почему здесь так хорошо, почти так же, как дома. Из Копенгагена в провинцию. Авторы путеводителей сыплют штампами на тему «только здесь вы откроете для себя настоящую Данию». Ничего подобного! В отличие от Копенгагена, любой другой датский городок, который мне довелось видеть, я бы отличил, скажем, от шведского, только по национальному флагу. Датские дороги показались хуже шведских, не говоря уже о немецких. Плюс вечное ограничение 110 км/ч на автобанах. Из ярких впечатлений величественной красоты мосты (Sjaelland-Fyn, Fyn-Ютландия, Falster-Sjaelland), утопающие в некой желтой агрокультуре поля, подавляющее количество бюджетных и не самых новых авто, разбросанные по всему королевству белоснежные футуристические ветряки и многочасовая пробка, растянувшаяся по всему острову Fyn. Из населенных пунктов хочется отметить Оденсе (Odense) на острове Fyn, где родился небезызвестный Ганс Христиан Андерсен. Об этом вам не даст забыть его памятник о двух головах (одна на плечах, вторая, запасная, у ног как известно, датчане любят рубить головы своим памятникам).
О чем не даст забыть масштабное соседнее изваяние распластавшейся на спине мужеподобной барышни остается только гадать. И вообще разного рода сомнительной скульптуры в городе более чем достаточно, как и людей такое ощущение, что здесь их куда больше, чем в Копенгагене, по крайней мере, на единицу площади. Нюборг (Nyborg) тишайший идиллический городок на восточной окраине острова Fyn. О том, что на дворе XXI век, здесь напоминают лишь десяток машин да карманные компьютеры в руках у официантов. От местного замка остался лишь живописный холм, окруженный рвом с водой. По периметру холма расставлены старые пушки, а сразу за рвом приткнулись игрушечные сельские домики с деревянными террасками и мостками. Но самое большое впечатление от Нюборга запах свежескошенного сена, который, к сожалению, не передашь никакими словами и фотографиями. Орхус (Arhus) второй по величине город Дании и, на мой взгляд, первый по «веселости». Даром что считается крупнейшим студенческим центром. Ночная жизнь Орхуса может вполне тягаться со столичной, а по некоторым пунктам напрочь ее перебивает.
Рекордное количество кафе и баров (около 500) на столь небольшой город, многочисленные рестораны, дискотеки, клубы, кинотеатры, развлекательные центры и почти все заполнены до отказа преимущественно молодой жизнерадостной публикой. К этому стоит добавить прекрасно сохранившийся старый город и очень симпатичное здание местного театра. Коге (Koge) занятный городок на восточной оконечности острова Sjaelland неподалеку от Копенгагена. Попал я туда совершенно случайно, о чем ни капли не жалею. К тому же в воскресенье отчего опустевший центр города, застроенный пряничными домиками a la Гензель и Гретель, выглядел как в сказке о мертвой царевне. Самое приятное воспоминание уютный угловой диванчик в центральном ресторанчике с видом на продуваемую всеми ветрами главную площадь; самое трогательное небольшое, в пол человеческого роста изваяние одинокой лошадки, задумчиво опершейся передними копытцами о гранитный камень. Страны по теме:
Дания Источник: journal.vz.ru