Вам Santos Bourbon или Sharki? А может, попробуете Blawan или Seven Lakes? Говорят, проблема выбора – одна из самых тяжёлых. Пусть это всего-то выбор сорта кофе. Но как тут не соблазниться, если вам предлагают не только найти себе зёрна по вкусу, но и проследить за процессом приготовления напитка изнутри огромной "кофеварки"?
Некогда в советском общепите (и массовом сознании) существовало только два вида кофе: чёрный и с молоком. Ну, ещё можно было добавить: "Мне без сахара, пожалуйста".
Грамотные люди вспоминали также, что известны три вида кофе — арабика, робуста и либерика, а самые продвинутые рассказывали, что внутри этих видов существует несколько десятков сортов, отличающихся местом происхождения, особенностями выращивания и обработки.
Позже, когда в Россию пришли капитализм, кофейни и кофемашины, мы выучили слова "латте", "гляссе" "капучино" и "американо", посчитав своё образование законченным.
Как наивны мы были.
Plant значит завод. В некотором роде так и есть (фото Roasting Plant).
Для настоящего кофемана всё описанное выше – лишь "начала". Сколько же на самом деле существует рецептов кофе – никто, кажется, не считал.
А вот посетители необычного заведения, работающего на Манхэттене примерно год, могут "считать" сколько душе угодно и даже на лету сочинять свои. Причём процесс этот предельно автоматизирован.
Но самое удивительное – после выбора клиент сидит и смотрит, как по большим прозрачным трубам со сжатым воздухом проносятся "его" зёрна кофе, как обжариваются, перемалываются и направляются туда, где они вскоре превратятся в чудесный напиток.
Заведение это, как и открывшая его компания, называется Roasting Plant.
Внутри него стоит Javabot — первая в мире система, предлагающая посетителю прогуляться сквозь кофемашину, пока она, подчиняясь командам электроники, колдует над заказом.
Сиденья слева — для тех, кто готов подолгу любоваться летающими зёрнами кофе (фото Roasting Plant).
Важно, что клиенты могут выбирать сразу из семи сортов кофе и заказывать любую их смесь в любой пропорции. Более того – можно самому установить степени помола и обжарки, а ещё — время и температуру, при которой будет вариться кофе.
Наконец, можно "попросить" машину приготовить сразу три маленьких чашки кофе с небольшими отличиями в рецептуре, чтобы, пробуя их одну за другой, уловить те тонкие настройки, которые приводят к наилучшему, на ваш вкус, результату.
Разве не магия?
И уж совсем завораживает посетителей кофейни скорость, с которой Javabot бросается исполнять заказанное: на всё про всё – 30 секунд.
Тут пора сказать, что Roasting Plant основал Майк Казуэлл (Mike Caswell), бывший инженер кофейной компании Starbucks, о которой он отзывается с теплотой. "Starbucks действительно помогла мне развить любовь к кофе", — говорит Майк.
Он подчёркивает, что автоматизация кофейни, превратившая её в огромную кофемашину с клиентами внутри, затеяна не ради самой автоматизации и даже не для сокращения трудозатрат, а с прицелом на повышение качества конечного продукта.
Половина этих прозрачных цилиндров содержит зелёные бобы, половина — уже обжаренные. Запасы последних намеренно держатся на небольшом уровне, чтобы каждое зерно не ожидало своей участи слишком долго (фото Roasting Plant).
Казуэлл хотел совместить высокую точность выдерживания рецептуры и, соответственно, получение прекрасного напитка из замечательных сортов, с доступностью такой чашки.
Видимо, ради качества же он заказал для Javabot "кофеварки" из Швейцарии.
Ещё американский изобретатель говорит, что многие кофейни (бары) не обжаривают зёрна сами. И чем больше времени прошло с момента обжарки до приготовления напитка – тем хуже (за исключением сравнительно небольшого периода остывания обжаренных бобов и их "проветривания").
Здесь же процесс обжарки и варки совмещён во времени и пространстве, и потому клиент получает действительно свежайший кофе.
Кофейные бобы хрупкие, так что инженеры потратили немало времени на настройку "пневмопочты", пока не убедились, что машина транспортирует бобы мягко. Также непросто было создать систему, обладающую высокой точностью дозировки (фотографии Roasting Plant).
Roasting Plant уже получила европейский патент на данную систему и подала заявку на американский.
В ближайшее время компания планирует открыть в Нью-Йорке аналогичный магазин-кофейню куда большего размера. Ведь нынешнюю автор затеи называет "бета-версией". В новом заведении будет увеличено количество сортов кофе, доступных по нажатию кнопки, и расширится выбор рецептов (кстати, при выборе бобов и настройке режимов приготовления Майк обращался к специалистам).
А далее Казуэлл мечтает начать распространение своей оригинальной концепции по всему миру, "по рецептуре" франчайзинга – ещё одно слово, кстати, которое мы узнали после распада СССР.
Финальная часть действа — собственно варка напитка — доверена машинам от Egro Swiss Coffee Systems, которые, правда, потребовали небольшой переделки для интеграции в Javabot (фотографии Roasting Plant).
Настоящие ценители кофе скажут, что нет ничего лучше напитка, приготовленного руками человека. А уж никак не машиной.
И всё же при таком количестве настроек и исходных ингредиентов разве не здорово самому попробовать себя в роли баристы?
Казуэлл сравнивает свою гигантскую кофемашину с театром. И нам остаётся добавить лишь, что зрители в нём – ещё и актёры.
24/4/2008 01:08:04