Рождество в Нидерландах: стресс и новогодние гирлянды
СНЕГ, музыка, сверкающие шары и гирлянды. Прямо как в незабвенном клипе Джорджа Майкла. Смех, счастливые лица, куча подарков и нарядная елка. Таким представляется нам Рождество — сказка, которая в реальности оборачивается для многих стрессом и нервными срывами.
Сколько дедов?
ЕЩЕ не сошел загар и не проявлены все фотографии «Я и море», как на горизонте появляется ОНО — Рождество. Витрины магазинов начинают приобретать мишурно-елочный уклон все раньше — чуть ли не с октября, что, надо сказать, многих весьма раздражает. Ну а в декабре предрождественская гонка входит в терминальную стадию.
Санта-Клауса — капиталистического брата нашего Деда Мороза — знают все. Крепкий такой мужичок с бородкой и мешком долгожданных подарков. В Голландии проходит под «псевдонимом» Керстман («Kerst» (голл.) — Рождество).
Появляется в канун Рождества, носится по небосводу в санках, запряженных парочкой оленей. С Сантой, как его часто уменьшительно-ласкательно называют, все понятно. Кто же такой Синта?
По сведениям «голландской мифологии», Синта — Синтерклаас — святой Николай — является… «отцом» Санта-Клауса. Во всяком случае, близким родственником.
Выходцы из Нидерландов, переселившиеся в XVII веке в Нью-Амстердам (будущий Нью-Йорк) в Америке, «забрали» с собой популярного святого Николая, защитника от всяких невзгод. Святой «прижился» на новой родине и трансформировался со временем, вобрав в себя элементы различных культур, в Санта-Клауса — шоумена, с мешком, санками и оленями.
Во время Второй мировой войны американские солдаты, в свою очередь, «прихватили» Санту как один из символов Рождества в Европу, где европейцы все еще праздновали День святого Николая. Так появились два Деда в красном, с бородками и подарками.
Сам святой Николай как историческая фигура родился в IV веке нашей эры на территории современной Турции и был епископом города Миры. Все свое богатство, доставшееся в наследство от родителей, он раздал бедным. Был очень любим народом, в особенности детьми, для которых творил настоящие чудеса. Епископ умер 6 декабря 343 года, а в 1089 году его останки были перевезены в Италию. С тех пор 5 декабря (за день до смерти святого) считается его праздником и праздником детей.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ признаками Синтерклааса, так в Нидерландах называют святого Николая, являются епископское облачение, белая лошадь и… группа черных пажей, называемых Черными Питами, — то ли в память об эфиопском рабе, якобы выкупленном святым, то ли вследствие колониального прошлого Нидерландов. Последней версии придерживаются чернокожие жители Нидерландов — суринамцы и антильцы, каждый год «заводясь» при виде шествия «бледного» Синтерклааса в компании Черных Питов. Видимо, поэтому не желающие изменять традицию голландцы выдумали легенду о бедном эфиопском мальчике, спасенном епископом…
«Активные» и «нормальные»
ИТАК, голландцы празднуют не только Новый год (31 декабря), 1-й и 2-й день Рождества (25–26 декабря), но и День святого Николая (5 декабря). Празднуют широко, с размахом. Синта приплывает ежегодно в Нидерланды (почему-то из Испании, а не из Италии, где похоронен святой Николай, и не из Турции, на территории которой жил) и уже с середины ноября начинает свое шествие по городам и весям. Часто можно встретить на улице одновременно нескольких Синт в окружении многочисленных Питов.
Голландцев в декабре можно разделить на 2 типа — «нормальных» и «активных» (иногда перетекающих в гиперактивных, что является еще более страшным диагнозом). Задачей «активных» является широкомасштабное празднование 5 декабря, 25–26 декабря и 31 декабря, с вовлечением всех друзей, родственников и знакомых с их согласия и без. Они активно закупают подарки, так же активно украшают свои дома тоннами лампочек, засаживают в свои сады пластиковых Синт и принимают не менее активное участие в конкурсе на самое оригинальное рождественское оформление своего дома. Причем мучить себя и знакомых они начинают уже в конце октября, заранее составляя списки приглашенных (которые об этом еще и не догадываются) на Рождество и обсуждая рождественское меню.
Задачей «нормальных» является: купить подарок родным (этого не избежать никому), нарядить елку (за неделю до Рождества, а не за месяц, как «активные») и по возможности избежать прессинга «активных» в трудном деле празднования Рождества. Кто попадется на удочку «активных», обязан из года в год принимать деятельное участие в написании четверостиший и загадывании шарад 5 декабря в компании «активных», их детей и своих отпрысков. А представьте, что собственных отпрысков еще нет, а вы нормальный взрослый, пытающийся закончить годовой отчет на работе, который надо было сдать еще 2 недели назад; любимая девушка (которую вы видели в последний раз 3 месяца назад) звонит и сообщает, что купила билеты на концерт вашей любимой музыкальной группы, а вы еще в октябре — не задумываясь о катастрофических последствиях! — второпях пообещали своей деятельной («активной») сестре отпраздновать с ней и ее семейством День святого Николая…
И вот вы сидите в окружении любимых пяти племянников в возрасте от 4 до 12 плюс всех их друзей и подружек, поете песенки и с ужасом осознаете, что на следующий год вы автоматически ожидаетесь в той же теплой компании. И попробуй сказать «нет» детям.
Марафон
ЕЩЕ не окончился праздник Синтерклааса, как уже надо думать о подарках на Рождество и о том, где, как и с кем праздновать 25–26 декабря. Традиционно Рождество — семейный праздник. При этом он еще и праздник дипломатический: надо не забыть отправить немереное количество (в зависимости от активности) открыток всем многочисленным родственникам и друзьям. И не имеет никакого значения, что 80-летнюю тетушку Трюс вы не видели со дня вашего рождения. «Факт забвения» вам не простят и тут же исключат из списков на наследство.
Трудно приходится семейным парам: где и с кем праздновать, как изловчиться и не обидеть ни его, ни ее семью. А это значит два дня семейных визитов с индейками, а 27-го опять на работу…
Статистика — дама суровая. Все может подсчитать, даже наше рождественское настроение. Так, из анкет следует, что для половины нидерландцев Рождество и День святого Николая уже не имеют никакого религиозного значения. Наоборот — эти праздники с каждым годом приобретают все более и более коммерческое «напыление». Три четверти голландцев стали с годами хуже относиться к прежде всеми любимому празднику Рождества. Наверное, отношение ухудшилось не к самому Рождеству, а к «предрождественскому марафону». Выражение «керстстресс» прочно обосновалось в современном лексиконе.
Подарки, индейки, елки, накрытые столы, открытки — ежегодный декабрьский круговорот вовлекает в себя всех и вся. Все успеть, никого не обидеть. Видимо, поэтому, измотавшись к концу декабря, в Новый год большинство голландцев не проводит всю ночь за бурным празднованием. В этот — самый любимый для нас — праздник в Голландии откровенно скучно. Да и 2 января всем надо уже на работу. Тогда же (а иногда и 1-го числа) некоторые начинают «разряжать» и выкидывать на помойку отслужившие свое елки. Видимо, это дело рук «активных» — рождественская книга закрыта. Начинается новый, насыщенный период в их жизни — подготовка к Пасхе…
Написать комментарий