Дворец Александра Даниловича Меншикова, назначенного Петром I на должность первого генерал-губернатора Петербурга, был построен в 1710–1727 гг. Это единственный объект частного строительства, сохранившийся с тех времен. Внешний и внутренний облик дворца создан мастерами той эпохи – Джованни Марио Фонтана, Готфридом Иоганном Шеделем, Доменико Трезини, Георгом Иоганном Маттарнови, Жаном-Батистом Леблоном.
Дворец Меншикова – это не просто дом, где жил князь; здесь проходили встречи с заграничными послами, первые в Петербурге светские приемы. В этом дворце была сосредоточена политическая и культурная жизнь новой столицы.
Когда Меншиков был разжалован и сослан, во дворце расположился Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В планировку и отделку дворца были внесены изменения, соответствующие его новому назначению.
Возвратить Меншиковскому дворцу его исторический облик было решено в 1956 году, а завершилась реставрация только в начале 80-х. В помещениях дома Меншикова разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, рассказывающая о культуре России времен строительства дворца.
Более детально ознакомиться с историей дворца Меншикова можно здесь:
Помещения Меншиковского дворца
Большие сени, служившие парадным входом во дворец, изначально украшали статуи античной эпохи, впоследствии установленные в Летнем саду. Сейчас в Больших сенях выставлено скульптурное изображение Аполлона – статуя бога Солнца выполнена неизвестным римским скульптором во II веке н.э., а обнаружена, видимо, в Греции.
Восточнее Больших сеней расположено помещение, которое называется Кардегардия. В петровскую эпоху здесь стоял почетный караул, и ждали приема высокопоставленные посетители, а также курьеры. К западу от Больших сеней находятся Большие палаты, в которых проводились приемы, пока остальные помещения дворца еще не были достроены. Здесь воссоздан первоначальный интерьер: стол покрыт иранским ковром, стены украшены итальянскими шпалерами XVII столетия, мебель представлена креслами итальянской работы и ореховыми шкафами из Данцига.
По дубовой лестнице из Больших сеней можно подняться в покои князя. Через центральные двери можно пройти в Ассамблейный зал, где устраивались праздники по случаю побед и других событий, а также, как ясно из названия, ассамблеи, которые Петр I предпочитал устраивать в роскошном дворце генерал-губернатора, а не в своих покоях.
Восточный ряд комнат (мужская половина) открывается кабинетом дежурных секретарей, затем следует передняя, где работали над документами обер-секретари. В передней – ореховый шкаф из Северной Италии, откидная письменная доска, а на ней – английские часы, старинная чернильница и деловая бумага с подписью Меншикова.
Следующие четыре комнаты восточной анфилады полностью, включая потолок, отделаны керамическими плитками – изразцами. Первоначально изразцовых комнат во дворце было одиннадцать. Других комнат с такой отделкой в Европе нет. Изразцы доставлялись из Голландии, в домах которой такая отделка применялась только в виде небольших вставок.
В центре анфилады находится предспальня, выполнявшая функции столовой, приемной и кабинета. Здесь до сих пор отсчитывают время подлинные часы английской работы. В комнате стоит овальный стол, принадлежавший Петру I. Сам князь Меншиков смотрит со своего парадного портрета – это одно из его немногих сохранившихся изображений.
Следующая комната – спальня, в которой располагается дубовый шкаф. Здесь выставлены карманные часы, передававшиеся от отца к сыну многими поколениями Меншиковых; многочисленные награды хозяина дворца рассказывают о его заслугах перед страной.
Последняя комната анфилады – Ореховая, где князь принимал особо важных персон. Здесь он играл в шахматы с императором.
Написать комментарий