Заметки о Ирландии
В Дублин мы вылетали из Амстердама, поэтому весь полёт продлился менее получаса. Но даже за столь короткое время мы с удовольствием отметили, что сервис на «Ирландских авиалиниях» гораздо выше, чем на KLM. День прилёта оказался на редкость солнечным для Ирландии и даже жарким. Флегматичного вида таможенник проверил документы, задал пару дежурных вопросов о цели визита, и мы ступили на ирландскую землю.
Таксист, который встречал нас в аэропорту, оказался очень разговорчивым. Он впервые в жизни видел русских, поэтому всю дорогу трепался «за жизнь». Так, весело болтая, мы доехали до гостиницы в пригороде Дублина. Для нас, жителей мегаполиса, нелепо называть место в часе пешей прогулки от центра города пригородом. Но для дублинцев район дублинского ботанического сада самый, что ни на есть пригород. Гостиница очень уютная, хотя звёзд я на ней не заметил.
Освоившись на месте, я начал делать вылазки по окрестностям. Рядом с гостиницей находился уютный пригородный квартал, дублинский ботанический сад и дублинский городской университет, окруженный роскошным парком. Парки в Дублине поражают своей безупречной чистотой и естественностью. Особенно поражают вековые дубы. Представляешь, что когда-то они видели нашествие Эдварда Длинноногого. А может некоторые помнят друидов и викингов?
Моё имя – стёршийся иероглиф,
Мои одежды – залатаны ветром…
Что несу я в зажатых ладонях,
Никто не спросит, и я не отвечу…
После одной из вылазок хозяйка гостиницы поинтересовалась где я в этот раз побывал.
-Я гулял по Арбату – ответил я.
- Арбат? Где это?
- Это такая пешеходная улица, там много магазинов, музыкантов и художников.
- Oh! Grafton Street! – радостно воскликнула она.
- У нас в России её называют Арбат…
На Графтон Стрит я попал бесцельно блуждая по центру Дублина. Моросил мелкий дублинский дождик, скорее похожий на брызги. Студенты Тринити колледжа, расположенного в начале Графтон стрит, небольшими группками прогуливались по местным кафешкам. Где-то играла музыка. Три мальчика на гитарах играли лихую моряцкую песню. Четвёртый стоял рядом и пел. Недалеко от них какой-то художник рисовал портреты желающих ему позировать. Тонкий аромат кофе перемешивался с запахом сидра. Вспоминается знаменитая фраза Джойса о том, что если в Дублине в каждом кабаке брать по пинте, можно в день проходить по улице. В лучшем случае. Джойс придумал отличную головоломку: пересечь Дублин и не разу не наткнуться на кабак.
Прежде чем завянуть, дай себя сорвать
Вечное цветенье нам не удержать.
Знаешь ты наверное – сладко то что в срок
Наливайся соком белый лепесток…
С Графтон стрит заворачиваю в Тринити колледж. Уютный студенческий городок в самом сердце Дублина. Всё утопает в цветах. Уютно невероятно. Посидел в студенческом кафе за чашечкой экспрессо. Познакомился с двумя американками. В 19 веке полстраны уехало в Штаты спасаясь от голода. Теперь ностальгия по бывшей родине притягивает их в Ирландию. Днём они ностальгируют, а вечером их тянет на приключения. В отличие от коренных ирландок с лёгкостью заводят романы. И, как правило, американки ирландского происхождения весьма хороши…
С Графтон стрит заворачиваю в Тринити колледж. Уютный студенческий городок в самом сердце Дублина. Всё утопает в цветах. Уютно невероятно. Посидел в студенческом кафе за чашечкой экспрессо. Познакомился с двумя американками. В 19 веке полстраны уехало в Штаты спасаясь от голода. Теперь ностальгия по бывшей родине притягивает их в Ирландию. Днём они ностальгируют, а вечером их тянет на приключения. В отличие от коренных ирландок с лёгкостью заводят романы. И, как правило, американки ирландского происхождения весьма хороши…
Сказку не придумать, счастье не украсть
Кто потом поможет нам с тобой упасть?
Видишь, как за нами рушатся мосты
Остаётся пыль на словах пустых…
Пабы ещё одна изюминка Дублина. Люди ходят туда для общения. Вся общественная жизнь дублинцев проходит в пабах. Они там общаются, смотрят спортивные репортажи, танцуют и веселятся, пьют… Тягучий густой «Гиннес», обжигающий виски, пахнущий свежими яблоками сидр… Вообще любой ирландец выпить не дурак и дурак не выпить. Мой визит частично совпал с чемпионатом Европы по футболу. Поэтому в пабах доминировала футбольная тема.
- Мы не любим английский футбол – сказал бармен.
- Почему тогда столько ваших там играет? – ответил я.
- А в России английский футбол все очень любят – продолжал я.
- Почему? – поморщился бармен.
- А мы у них часто выигрываем!
- Это хорошая традиция! – заулыбался бармен, протягивая мне кружку с «Гиннесом».
На тему откликается респектабельного вида дедуля, потягивающий «Гиннес» в перемешку с виски. «Я знаю ваш «Спартак»! – воскликнул дедушка. – Когда много лет назад у них на замену вышел такой маленький парнишка и похоронил английских чемпионов, я себе в честь этого события купил русские часы». Дедушка закатывает рукав и показывает часы марки «Полёт», купленные в честь Федора Фёдоровича Черенкова. Вечер заканчивается попойкой и всеобщим братанием под лозунгом «русский с ирландцем братья навек!».
Утром на ресепшене меня окликнула какая-то женщина.
- Ты русский? – спросила она.
- Да.
- У меня дочь в России учится.
???
- В Перми. На менеджера по туризму.
После таких известий начинаешь испытывать чувство гордости за наше образование.
Ещё один забавный случай, характеризующий ирландцев как нельзя лучше. Прихожу к администратору. Объясняю, что хочу заплатить за
следующий день, но банк закрыт, а у меня только доллары. «Нет проблем» отвечают. Даю сто баксов. Администратор уходит. Возвращается. Несёт сдачу ирландскими деньгами. Подходит к кассе. Пробивает чек… и далее следует сцена, достойная пера нашего писателя-сатирика Михаила Задорнова… степлером прикалывает чек к стобаксовой купюре. «Завтра в банк отдам». У меня столбняк.
Одна распространённая ошибка. Есть мнение, что все ирландцы рыжие. Всё сложнее. Ирландцы разделяются на два типа: темноволосые с чёткой линией носа – это кельты; рыжеватые, с широким, как блин, лицом – англосаксы, потомки завоевателей.
А вообще кельтский дух так и витает в воздухе. Если в Дублине это проявляется пополам с современным индустриальным влиянием, то отъехав на север или запад острова сразу попадаешь в раннее средневековье. Изумительные замки посреди вечнозелёных холмов. Странно, что «Властелина колец» снимали не здесь. Брошенные сторожевые башни, дольмены, загадочные камни с кельтскими рунами, скала Мохера, с которой эльфы уплывали на Запад.
В эту ночь дивным цветом распустится папоротник,
В эту ночь домовые вернуться домой,
Тучи с севера, ветер с запада,
Значит скоро колдунья махнёт мне рукой.
Несколько месяцев пребывания на острове надолго отложились в моей душе. Покидая гостеприимный остров вечной весны, я обещал себе когда-нибудь сюда вернуться.
В тексте использованы фрагменты из песен групп «Пикник» и «Сплин».