Бутылочный дом. Гянджа, Азербайджан
ПОСТРОЕННЫЙ АРХИТЕКТОРОМ ИБРАГИМОМ ДЖАФАРОВЫМ, ПОГИБАЕТ.
Что обычно предлагают осмотреть туристу, посетившему Гянджу – второй по величине город Азербайджана? Разумеется, мавзолеи Низами, Джавадхана, Джомард-гяссаба, два архитектурных комплекса – Джума-мечеть и мавзолей Имамзаде, краеведческий музей и целый ряд других интереснейших памятников средневековья и более позднего времени.
Древняя Гянджа, недавно отпраздновавшая свой 2500-летний юбилей, чрезвычайно богата достопримечательностями. Но наряду с известными старинными сооружениями во всех турмаршрутах по Гяндже непременно фигурирует «Бутылочный дом», представляющий собой не исторический памятник, а обычное частное владение. Хотя, впрочем, такое ли уж обычное?
Дом-тара
В середине 60-х годов прошлого века один из жителей Гянджи
(тогда город еще носил название Кировабад) решил выстроить себе дом. Дело понятное. Ведь в этом зеленом городе и поныне – что уж говорить о тех временах! – принято считать, что даже если у человека есть квартира в многоэтажном здании, это еще не значит, что у него есть дом. Для гянджинца дом – это непременно особнячок (пускай и крохотный!), и обязательно с садом-огородом. И вот за два года (1966-1967) на одной из центральных улиц Кировабада вырос еще один такой домик. Такой, да не совсем такой! Он сразу стал темой пересудов не только для соседей, но и всего города, а вскоре попал и на страницы туристических буклетов. Справедливости ради надо сказать, что хозяин его, Ибрагим Джафаров, отнюдь не стремился к всесоюзной популярности. Будучи архитектором по профессии, он просто старался создать для своей семьи максимально оригинальное и при этом удобное жилище.
Впрочем, за одну только красоту этот дом вряд ли был бы признан общегородской достопримечательностью – у гянджинцев любовь к декору в крови, и особняки с чеканными или мозаичными панно по фасаду там совсем не редкость. Необычность дома Ибрагима Джафарова объясняется стройматериалами, которые он выбрал для его постройки. Вместо кирпичей в основу стен легли соединенные раствором бутылки из зеленого стекла. Их донышки, выставленные наружу, образовали по фасаду слово «Гянджа» (как подобает уроженцу этого города, Ибрагим Джафаров никогда не забывал его славное прошлое, в том числе и историческое имя – имя, которое город потом себе вернул). Бутылки вместо кирпичей – это было оригинально для того времени и наповал сразило горожан. Правда, если верить Интернету, в наши дни на территории постсоветского пространства – от средней полосы России до Сибири – известно не менее трех «бутылочных домов» помимо нашего, азербайджанского. Но выяснить, вдохновил ли их создателей пример Ибрагима Джафарова, или дело было как раз наоборот, сейчас уже невозможно. Да, наверное, и не нужно…
Надо сказать, что консервативные гянджинцы не сразу прониклись красивой идеей своего креативного земляка – поначалу многих шокировало, что хозяин будущего экстравагантного особняка скупает в ресторанах пустые бутылки, оставшиеся после мероприятий. А что ему еще оставалось делать, если их пошло на дом в общей сложности около 20 тысяч штук? Впрочем, Ибрагиму Джафарову – фронтовику, вернувшемуся с войны с наградами и не боявшемуся фашистских пуль, вряд ли были страшны пересуды соседей…
Не меньшее удивление вызывали и его труды по украшению своего диковинного жилища. Отделка стен и заборов речным булыжником весьма традиционна для гянджинских построек. Однако Ибрагим Джафаров взамен местного крупного речного камня, который принято бить надвое и выкладывать узор из получившихся половинок, использовал для внешнего декора своего особняка мелкую и прихотливо окрашенную гальку с сочинских пляжей. «Люди с курортов вещи на продажу привозили, «окупали отпуск», а мой свекор корзинами камешки таскал», - грустно усмехаясь, вспоминает Мяхяббят Джафарова, нынешняя хозяйка «Бутылочного дома». Оттуда же, из Сочи, архитектор привез и рассаду нехарактерных для Гянджи тропических растений – красивые цветы росли в огромных, выложенных галькой, вазах на перилах балкона, обвивающего фасад. В мозаичную отделку дома, помимо бутылок и гальки, хозяин включил обычные кирпичи и осколки зеркального стекла – все вместе даже в наши дни выглядит очень нарядно и даже как-то сказочно, словно это волшебный замок.
И это действительно был в какой-то степени «фамильный замок» – с множеством разнообразных помещений и даже с портретной галереей. Правда, галерея эта располагалась не внутри, как полагается в замках, а… на фасаде. Дом был лично расписан Ибрагимом Джафаровым: хозяин поместил снаружи, под самой крышей, целый ряд панно, написанных маслом. В них была запечатлена история семьи и всей страны одновременно: от Великой Победы до Олимпиады-80 (к этому событию дом получил особую пристройку). Там есть и автопортрет самого Ибрагима – еще молодого, в военной форме, и портрет его родного брата, не вернувшегося с войны, и плакат с изображением юной красавицы с надписью «Ждем!», и многое другое. Вот таким нарядным был этот уникальный дом в свои лучшие времена.
Внимание невнимания
Увы, времена эти давно минули. Пятнадцать лет назад Ибрагима Джафарова не стало, и «Бутылочный дом» осиротел. А сейчас из всей семьи в нем и вовсе остались только Мяхяббят Джафарова со свекровью. Две женщины, с трудом сводящие концы с концами, разумеется, не в состоянии поддерживать свое уникальное жилище в нужной форме. С отчаяния Мяхяббят даже подумывает о переезде – благо за этот дом по-прежнему регулярно предлагают неплохие деньги. Хотя она знает, что свекровь однозначно будет против… Но, с другой стороны, как им жить? Ремонта в доме давным-давно не было, крыша протекает, балконы угрожающе провисли, панно обветшали… «Бутылочный дом» по-прежнему напоминает замок – но уже заброшенный, нежилой: он весь зарос плющом. После смерти хозяина соседские мальчишки повадились разбивать мозаичные вазы на фасаде дома. Последние две, чудом уцелевшие в первозданном виде, Мяхяббят в свое время успела продать какому-то ценителю красоты, и он увез их в Евлах.
Но даже таким, потрепанным и одичалым, «Бутылочный дом» мил туристам. Его фотографируют практически ежедневно. Его рекламные снимки публикуются в стране и за рубежом, включаются в буклеты и проспекты. Фотографы и издатели зарабатывают на них деньги, но вдова и невестка покойного автора гянджинской достопримечательности не имеют с этого никаких доходов... От безысходности Мяхяббят Джафарова в последнее время стала попросту гнать туристов от своего дома, не позволяя фотографировать его бесплатно. Однако и брать деньги за позволение снимать ей тоже как-то не по душе – стыдно, непривычно (хотя, если вдуматься, что тут стыдного?).
И получается, что единственным, хоть и единовременным доходом с этого дома для нее сейчас могут быть только деньги, вырученные за его продажу. Тогда она могла бы купить скромный маленький домишко (много ли нужно двум женщинам?). Но в этом случае есть опасность, что «Бутылочного дома» лишатся не только его хозяева – его лишимся мы все. Потому что те, кто предлагает за него деньги, вряд ли интересуются самим домом – скорее участком, на котором он построен, поскольку он расположен в самом центре города. После продажи уникальная достопримечательность, скорее всего, будет уничтожена, а на ее месте встанет типовой богатый особняк…
Обычно, когда речь заходит о проблемах памятников архитектуры, принято взывать к тем структурам власти, которые ответственны за их охрану и реставрацию. Но гянджинский «Бутылочный дом» по своему статусу является частным владением, а значит, власти тут ни при чем – они не обязаны о нем заботиться. Остается одна надежда – на меценатов. Но их пока нет. А «Бутылочный дом» умирает… Очень хочется верить, что найдутся добрые люди, которые спасут это гянджинское чудо от окончательной гибели.
моя мама в нем жила))
пока только в сети, но летом поеду в Гянджу, обязательно сфотографирую и добавлю фотографии и комментарии. Обещаю.
Очень интересно. А вы сами этот дом видели?
Написать комментарий