Воскресенье. Люцерн. И опять висят над городом серые тучи и плюются изредка в землю зарядами воды. Не зря, видимо, говорят, что пасмурно в здесь бывает гораздо чаще чем ясно. Что-ж, пускай Люцерн умывается дождями, а мы отправляемся на юг, в швейцарскую Италию - кантон Тичино.
Выехали из Люцерна довольно рано, легкое урчание непозавтракавшего желудка настигло где-то на полпути до Сен-Готарда. Свернув на ближайшем съезде с магистрали в поисках места где можно подкрепиться, попали в маленький городок Флюелен.
Неприветливо Фирвальштадское озеро. На берегу никого. Не удивительно - стылый туман и несильный, но холодный ветер кого угодно заставят сидеть в тёплых стенах. Даже яхты у причала жмутся друг к другу, как будто замёрзли.
Когда-то до строительства дорог расположенный на самом юге Фирвальштадского озера Флюйлен был важным перевалочным пунктом для товаров доставляемых к Сен-Готарду. Флюелен - городок совсем небольшой. Пара улиц вдоль озера, несколько поперёк, пристань, обязательная в любом городке кирха, маленький вокзал. На вокзале и нашлось единственное открытое в столь ранний час кафе, где удалось утолить утренний голод горячим кофе и мягкими булочками. А потом, пока ветер не выдул кофейное тепло из организма, скорее спрятаться в машину и быстрей на юг, на ту сторону Альп, куда северные ветры не задувают.
И вот опять бесконечный Сен-Готардский тоннель, а за ним - как будто рубильник выключили, ни туч, ни холодного ветра, только лёгкая полупрозрачная дымка закрывает небо. И надписи на итальянском. Добро пожаловать в край благословенного климата, "солнечную гостиную Швейцарии - кантон Тичино. Магистраль широким изгибами плавно спускается вниз в долину Магадино. Держим путь на Беллинцону.
В Беллинцоне всё напоминает, что здесь уже почти Италия. Не удивительно, ведь с XIII века город принадлежал миланским герцогам и только в 1500 году после изгнания годом ранее завоевавших его французов вошёл в Швейцарскую Конфедерацию. В 1803 году Беллинцона стала частью независимого кантона Тичино.
Надо сказать, что очень долгое время присоединение Тичино к Швейцарии было всесьма условным. Каждую зиму снег заваливал все пути в горах, и, пока в 1895 году не построили дорогу через Сен-Готард, кантон почти на полгода оказывался отрезан от других швейцарских территорий. До Италии же и в самую скверную погоду доехать было несложно. И сегодня разве что номера на автомобилях да ценники в франках говорят о том, что ты не в окрестностях Милана, хотя до него и так близко.
Стратегический пункт на торговом пути к перевалам Сен-Готард и Сен-Бернар укрепляли с древних времён. Римляне, остготы, Византия, лангобарды, франки, Римский Папа и, наконец, миланские герцоги последовательно строили здесь крепости.
Самый старый и большой замок Беллинцоны - Кастельгранде. Замок стоит на скалистом холме с плоской вершиной. На этом столь удобном для оборонительного сооружения месте первая крепость была построена римлянами ещё в VI веке.
Кастельгранде имеет две высокие башни: Чёрную, стоящую на обрыве скалы и Белую, связанные друг с другом узким коридором, проходящим по верху крепостной стены.
Внутренние дворы Кастельгранде представляют собой большие лужайки с акуратно подстриженной травой. Но так было не всегда. В XI - XV столетиях внутри располагалось множество построек: церковь, баптистерий, капеллы, дом епископа, кладбище, зернохранилище, конюшня и так далее. Они были снесены в XV веке во время обширной перестройки крепости миланскими герцогами под современные условия ведения войны.
Красные черепичные крыши, узкие улочки, башня с часами. Со стен Кастельгранде открывается неплохой вид на старую часть Беллинцоны.
Но всё-же интересней смотреть на город с точки повыше, с замка Монтебелло. А еще лучше забраться совсем наверх к Сассо-Корбаро.
Самый современный замок Беллинцоны Сассо-Корбаро расположен на вершине скалистого холма, возвышающегося над городом. Это самая лучшая здесь смотровая площадка. От замка открывается захватывающий вид не только на Беллинцону, но и на всю долину Магадино. Если бы не дымка, говорят, было бы видно даже Лаго Маджоре.
По выезду из Беллинцоны, возник вопрос: куда же дальше? В Локарно или в Лугано? В Лугано или в Локарно?! Впереди всего полдня. И туда и туда точно не успеть. За этими размышлениями съезд с магистрали к Локарно был благополучно пропущен, и всё решилось само собой. Едем в Лугано.
Лугано - не слишком большой город, расположившийся на берегу одноимённого озера. Считается что здесь сосредоточена вся экономическойая и культурная жизнь Тичино, хотя город и утратил столичный статус в конце позапрошлого века. Воскресный день клонится к вечеру, магазины, если и работали сегодня, то уже закрылись. Даже кафе, где можно было бы съесть хотя бы простую пиццу, а не только выпить кофе, найти удалось с большим трудом.
Лугано город курортный, но сейчас уже далеко не сезон и уютная чистенькая набережная с красными скамейками практически пуста. На скамейку можно присесть и поползать по интернету, на спинке написано - бесплатный WiFi...
Практически пуст и ухоженный парк на берегу. Гора Сан-Сальваторе, готовясь ко сну, одела на голову пуховую шапку.
А нас впереди ждёт Милан. Большой и шумный, особенно после тихой Швейцарии, Милан. С пробками, с такими непривычными выныривающими со всех сторон мотоциклистами и с практически полным отсутствием возможности припарковаться даже у гостиницы. Быстрей-быстрей сдать машину назад в прокатную контору. По Милану лучше перемещаться пешком.
Воскресенье. Люцерн. И опять висят над городом серые тучи и плюются изредка в землю зарядами воды. Не зря, видимо, говорят, что пасмурно в здесь бывает гораздо чаще чем ясно. Что-ж, пускай Люцерн умывается дождями, а мы отправляемся на юг, в швейцарскую Италию - кантон Тичино.Выехали...