Марокко. Школа песчаных дюн
Ралли в Марокко. 29 ноября - 5 декабря 2007г.
Фотограф: Александр Лесников
Менее чем в километре от гостиницы – песчаные дюны. Конечно, сначала наш тренер, Жером Ривьер, рассказывает нам о том, что такое пески и как тут вообще возможно двигаться на автомобиле. Оказывается, это целая наука. Главное – мягкость в движениях. Невозможно резко тронуться с места, колёса мгновенно закопаются, и автомобиль даже не пошевелится. Аккуратно, на второй передаче (раздаточная коробка в положении 4L), практически без газа отпускаем сцепление сразу после того, как колёса начнут двигаться, и… плавно набираем скорость. Тяговитости дизельного двигателя Nissan вполне хватает для таких «фокусов».
То же и с поворотом руля. Сначала нужно найти сцепление с песком (мягкие движения рулём), и только потом автомобиль начнёт поворачивать. Ещё более сложно остановиться. Если просто нажать на педаль тормоза, то всё получится, но тронуться с места после этого будет уже сложнее. При торможении колесо собирает перед собой песок, и тем его больше, чем резче вы тормозите. То есть, автомобиль стремится зарыться. Поэтому в момент остановки важно приотпустить педаль тормоза и переехать этот песчаный валик или остановиться на нём. Но самое интересное и наиболее сложное – техника преодоления дюн. И именно для того чтобы овладеть этой наукой в совершенстве, мы и собрались в Сахаре. Кстати, наверное, пришло время познакомить вас с участниками тренировки.
Марокко. Школа песчаных дюн.
Итак… Давление в шинах снижено до 1,5. Блокировка передних колёс включена, селектор раздаточной коробки поставлен в положение 4L. После небольшой теоретической части мы начинаем практическое освоение техники прохождения песчаных дюн… Сегодняшняя часть тренировки – это невысокие волнообразные дюны, как сказал наш тренер: «Самый простой песок, который только можно себе представить. Тем более, недавно прошли дожди, и нам очень повезло, что мы начинаем с такого простого покрытия». Может, и повезло, конечно, но первый день тренировки не показался лёгкой прогулкой… Дело в том, что очень сложно точно рассчитать скорость так, чтобы можно было остановиться (мягко и плавно остановиться), едва перевалив вершину, для оценки обстановки и принятия решения о дальнейшей траектории движения. По сути, автомобиль должен сам практически встать на самом верху дюны. Если скорость мала – автомобиль не въедет в гору и придётся сдавать назад для разгона и повторной попытки. Ну а если скорость оказалась слишком велика – возможны различные варианты проблем, вплоть до аварии, в чём мы, кстати, потом убеждались неоднократно, но об этом позже…
Африка. А всё-таки с облаками...
Сначала пройти ногами, потрогать руками...
Вариант первый – не заехал… Как только становится понятно, что «не попал» (скорости не хватило), психологически сложно отпустить педаль газа и позволить машине самой остановиться на подъёме, и лишь в последний момент нажать на тормоз и выжать сцепление, не дав заглохнуть двигателю. В большинстве случаев ты продолжаешь упорно давить на газ, закапываясь всё глубже и глубже. Это самая распространённая ошибка, и никто не избежал её в нашей группе. Однако, если смелости хватило, и автомобиль плавно и спокойно остановился на подъёме, есть только один путь – назад. Причём сдавать назад нужно, чётко понимая, что чем больше будет места для разгона, тем легче будет преодолеть подъём. Чаще всего приходится въезжать задним ходом на противоположную горку, ведь тронуться с места проще, когда автомобиль стоит на спуске… Кстати, вариант «не заехал» таит в себе ещё одну опасность. В верхней точке песчаной дюны автомобиль может запросто сесть «на брюхо», например, если вершина острая или короткая. Именно поэтому важно вовремя понять, хватит ли инерции, чтобы перевалить через вершину? Но избыток скорости страшнее, чем недостаток, и об этом Жером Ривьер часто напоминал нам. Лучше закопаться на переломе, чем прыгнуть со склона вниз…
Поехали... В смысле, копать поехали...
Марокко. Школа песчаных дюн.
Иногда без буксира сложно обойтись.
Вариант второй – автомобиль повис на вершине (сел «на брюхо»). Тут поможет только лопата. Причём, копать нужно, разумеется, вынимая песок из-под автомобиля, а не из-под колёс. Мягкий сыпучий песок сам «подскажет», нужно только следить за его перемещениями и тогда можно значительно сэкономить силы и время.
Жером: "Хорошо! Теперь поедем вдоль..."
Марокко. Школа песчаных дюн.
Марокко. Школа песчаных дюн.
Вариант третий – всё получилось! Автомобиль перекатился через вершину, и вам удалось мягко и плавно остановиться в самом начале склона. Вуаля! Ищите дорогу дальше! Нужно стараться просчитать дальнейшую траекторию движения на несколько дюн вперёд. Важно помнить, что штурмовать песчаные горки лучше под прямым углом, т.е. «в лоб», стараясь поворачивать между дюнами, хотя можно повернуть и на самом верху, если вершина достаточно широкая. Кстати о поворотах…
Через полтора часа интенсивного штурма песчаных гор и работы с лопатами Жером Ривьер собирает всех вместе: «Хорошо! Теперь вы понимаете, как проезжать дюны прямо. Следующее упражнение не должно вызвать у вас проблем. Давайте попробуем поездить по гребням и научимся поворачивать. Сегодня это не сложно, здесь нет острых вершин и у нас плотный песок». Профессионал всегда прав, езду по гребням освоили быстро, но на этот гребень нужно ещё попасть! Техника не сложная, нужно только удержать автомобиль от сноса в сторону мягкими движениями руля, как бы ловить сцепление с песком. Ну а поворачивать нужно стараться только на вершине или внизу. Опасно пытаться поворачивать на подъёме, некоторые дюны имеют склоны до 45 градусов, а горизонта-то не видно, как оценить крутизну склона без визуальной привязки? Поворот на спуске тоже непростая затея, но здесь гораздо проще управлять автомобилем, сила инерции на стороне пилота…
Подъём в горку, поворот, двадцать метров прямо (у кого получится), поворот направо вниз, короткий разгон и снова в горку. По траектории напоминающей большой квадрат автомобили, один за другим, начинают утюжить дюны на закате марокканского дня. А закаты здесь – беда для занятого фотографа!
Мне не повезло в первый день, я не сфотографировал солнце на закате, оно ушло за облака. Но я, наивный, полагал, что смогу это сделать в любой другой день. О, как я ошибался! Авторитетно заявляю, что закат в Африке – миф! Солнце предательски падает за горизонт в течение одной-двух минут. Кто не успел, тот опоздал! И уже через двадцать минут становится темно и холодно, не забывайте, здесь сейчас зима!
И как только начало темнеть, Жером снова собрал всех вместе: «Сегодня вы познакомились с песками Марокко. У кого-то получается хорошо, у кого-то похуже, но все стали понимать, как это делается – прогресс виден уже сейчас! Все молодцы! Вечером за ужином мы обсудим основные ошибки и поговорим о завтрашнем дне».
Елена Голубкина: "Да-а... Глубоко засели..."
Марокко. Школа песчаных дюн.
Марокко. Школа песчаных дюн.
Но, вернувшись в гостиницу все так увлеклись марокканской кухней, прелестным мятным чаем и целой шоу-программой, которая была устроена для нас прямо в ресторане (чего стоил только один верблюд, который ртом подбирал с пола бутылку с минеральной водой и залпом её выпивал), что про обсуждение сегодняшнего дня все просто забыли. Уставшие, но безумно довольные, через два часа все уже крепко спали в своих тёплых и чертовски уютных номерах. Завтра тяжёлый день. Нас ждёт песчаный эрг Чебби, один из самых сложных в Марокко. В сравнении с ним, сегодняшние дюны – детская песочница. Завтра… Спокойной ночи, Марокко!
Комментарии
А вы долго эту статью писали?
Ждём с нетерпением продолжения!
Такое развлечение доступно не каждому.. Но впечатляет...
Ночь, жара, машина по колено в песках )))
Первый день тренировок
http://www.freedrive.ru/index.php?sec_id=12&id=511