Жёлто-красная Финляндия. По дорогам Южной Карелии и Саво
Санкт-Петербург, пятница, конец рабочего дня. Медленно ползём перед мостом Александра Невского, потом немного стоим в районе метро "Ладожская", долго на Ржевке и ещё чуть-чуть перед съездом с кольцевой дороги на Выборгское шоссе. И только проехав поворот на Песочный вырываемся из цепких объятий автомобильных пробок. Впереди все выходные, около семисот километров пути и осенние пейзажи финских Южной Карелии и Саво.
На удивление быстро проскочив границу Брусничное-Нуямаа, уже в темноте проезжаем пустынную Лапеенранту ("мы" чуть раньше, здесь и далее: я с женой audumla_n) и, умудрившись проскочить мимо сначала одного поворота, а затем и другого, выруливаем на нужное шоссе. Узкая извилистая дорога, спуск-подъём, скалы у обочин, покажется то слева то справа озеро, мелькнёт у дороги аккуратный фермерский дом.
Незадолго до полуночи добираемся, наконец до гостиницы, где нас ждёт ключ от комнаты с чистой тёплой постелью.
Проснувшись с утра и открыв дверь на террасу выхожу... в лес!
Тишина, бодрящая прохлада и воздух... Такой, какой бывает только в лесу осенним утром, с запахом влажного мха и опавших листьев. Хочется дышать во все лёгкие. Народа вокруг практически нет. Только одинокий финн спускает на пристани моторную лодку на воду с автоприцепа.
Озерная гладь сегодня тиха и спокойна. Вообще Финляндия не располагает к суете, а загородная Финлянлия вдвойне. Поэтому можно долго сидеть на берегу на скамейке глядя на отражение тростника в водном зеркале.
А когда наконец созерцание надоест, взять велосипед и прокатиться по окрестностям. Например, до лошадиной фермы, где лошади совсем не пугливы и очень любопытны.
Ну а мы садимся в машину и едем дальше. До вечера ещё надо сделать большой полукруг вокруг Сайменского озера, через Миккели и Савонлинну до Керимяки.
По финским дорогам ехать легко и приятно. Не хочется даже и превышать разрешённые 80 км/ч. Едешь себе не спеша да наслаждаешься осенней красотой вокруг. А за тобой тем временем копится хвост из машин. Догнать догнали, но не обгоняют - боятся, видимо, радаров. Так и едут следом, пока не остановишься у обочины где поживописней, чтобы немного размять ноги.
Спустя час с небольшим такой неспешной дороги мы добрались до Миккели. Маленький городишко с современными коробочками зданий, типично по фински аккуратный, вписанный в окружающую природу. За часовой прогулкой по городку последовал вывод - делать в в Миккели решительно нечего. Кто-то скажет - как же так, ведь здесь есть музеи посвящённые финской армии и Маннергейму. Но по мне, так это всё исключительно для людей глубоко интересующихся финской историей. Внимания же людей интересующихся не столь глубоко заслуживают две достопримечательности. Неоготический кафедральный собор из красного кирпича постройки конца XIX века.
..И бывшая водонапорная башня Найсвуори, откуда, говорят, открываются замечательные виды на окрестности. Нам виды не открылись, потому как за малым числом посетителей владелец закрыл пару месяцев назад доступ на башню аж до следующего лета.
Кстати, сколько раз бывал в Финляндии, всегда удивлялся, как-же живут финны в своём суровом климате в домах с такими тоненькими стеночками. Да ещё и при том, что энергию тепловую здесь принято экономить, и батареи всегда еле тёплые. Мёрзнут или тепло одеты даже дома? Или стены только кажутся такими тонкими?
Наша следующая остановка - гостиница недалеко от Керимяки. Перекусив в кафе сети АВС рядом с Миккели, всё тем-же неспешным порядком мы выдвигаемся в сторону второго ночлега. А вокруг всё те-же северные пейзажи: тихие озёра, лес, подёрнутый жёлтым и красным, поросшие мхом гранитные валуны.
Природа потихоньку готовится заснуть на зиму.
И только мухоморы радостно высунули из мха свои красные шляпы.
На другой день и без того мрачное небо нахмурилось ещё больше. Ветер несёт тучи с юга, из-за озера Пурувеси... Из России...
Хляби небесные разверзлись сразу как только зарулили на стоянку в Савонлинне. Добрый час мы сидели в машине напротив крепости Олавинлинна, пока снаружи поливало как из ведра и сыпало с деревьев жёлтыми листьями (См. заглавное фото).
Савонлинна - один из самых старых городов в Финляндии. В 1475 году по приказу шведского регента Эрика Тотта был заложен замок Нюслотт. Чуть позже возле замка появилось поселение, получившее то-же имя. Кстати на шведском - втором официальном языке Финляндии, Савонлинна именуется именно Нюслоттом. Чуть позднее замку дали имя святого Олафа. Сейчас Олавинлинна - самый северный каменный замок средневековья.
Крепость стоит на скалистом острове между озёрами Хаапавеси и Пихлаявеси, входящими в Сайменскую озёрную систему. С материком её соединяет понтонный мост. Довольно часто он отводится в сторону, дабы пропустить какое-нибудь судно, будь то гружёная баржа или чья-то маленькая яхта.
Перед мостом стоит скульптура барана. Это памятник местной традиции. В крепости всегда выращивали черного барана, а 29 июля, в день святого Олафа, приносили в жертву. За исключением 29 июля, жизнь барана в крепости была спокойной и уравновешенной, с тех времён в Савонлинне существует поговорка - «жить как крепостной баран».
Строительство замка было закончено к концу XV века. Появление столь мощного укрепления у границ новгородских земель сильно беспокоило русских правителей. Первая неудачная попытка захватить Олафсборг была предпринята уже в 1495 году. На протяжении всей своей истории крепость служила ареной кровавых столкновений и попеременно принадлежала то русским то шведам, пока в 1743 году не отошла России по Абоскому миру.
Укрепления русскими были модернинированы, но с тех пор в боевых действиях крепость участия не принимала.
Обзор из бойниц крепостных башен круговым не назовёшь, но и отсюда открываются неплохине виды на окрестности.
Ведущая к крепости Олавинлинна улица Линнанкату в XVIII веке была центром города. В восточной её части сохранилась деревянная застройка XIX века...
...а на углу с Эрикинкату в старом доме расположилась замечательная кофейня "Сайма", где было так приятно скоротать время за чашкой горячего кофе, глядя, как за окном поливает очередной дождь.
Дождь кончился, серая хмарь неожиданно расползлась, и между тучами показалось солнце. Нет бы такая погода простояла все выходные, а не какие-то жалкие полчаса.
Самое время пройтись по берегу озера.
В Савонлинне у причала краеведческого музея стоит крупнейший музейный флот финских озёр. Грузовая лодка "Вапаа Саво", буксир "Ахкера", баржа «Микко», пассажирский пароход «Савонлинна» и паровая шхуна «Салама»
"Салама" была построена в Выборге в 1874 году. Больше 20 лет шхуна курсировала по Сайменскому озеру, пока не затонула недалеко от Савонлинны после столкновения с пароходом "Илмари". В 1971 году "Салама" была поднята со дна и после реставрации стала музейным экспонатом.
А тем временем воскресный день уже перевалил далеко за вторую половину. Очередные сто с лишним километров дороги, небольшая остановка передохнуть в Иматре, граница, а там уже и до Питера рукой подать.
В Иматру приеали уже затемно. Немного прогулялись парку Круунунпуйсто, что разбит по берегам Вуоксы. Сейчас вода тихая и стоячая, а летом, когда открывают плотину чуть выше по течению, по этим камням бурлит порог Иматранкоски.
Здесь же в парке расположилась и гостиница-замок Valtionhotelli 1903 года постройки. Местные жители говорят, что здесь обитают привидения. Действительно, замок и вдруг без привидений, такого не бывает...
Ну а мы, оставив привидениям пугать постояльцев поспешили на границу. В очередной раз на удивление быстро проходим формальности. Резкий контраст после ухоженной Иматры при взгляде на светогорские хрущёвки... К ночи будем дома...
Жёлто-красная Финляндия. По дорогам Южной Карелии и Саво
trttptm, 22 марта 2011, 13:26
Санкт-Петербург, пятница, конец рабочего дня. Медленно ползём перед мостом Александра Невского, потом немного стоим в районе метро "Ладожская", долго на Ржевке и ещё чуть-чуть перед съездом с кольцевой дороги на Выборгское шоссе. И только проехав поворот на Песочный вырываемся...