Как можно не любить Гонконг? Родина Брюса Ли, божественный димсам, скребущие небо здания, по высоте с...
Гонконг
Мертвыми городами в Сирии называют руины позднеантичных городских поселений на северо-западе страны, сосредоточенные около городов Алеппо и Мааррат ан-Нуман. Мертвых городов великое множество, некоторые исследователи насчитывают как минимум сотню. Это рассказ о наиболее доступных византийских поселениях Серджилла и аль-Бара, находящихся западнее Мааррат ан-Нумана. Добраться до них можно, как из Алеппо, так и из города Хама, но мне кажется, что второй вариант предпочтительней. Самый целесообразный способ достижения этих византийских развалин – организованная экскурсия от какого-нибудь отеля в Хаме. Стоит она копейки и позволяет за раз осмотреть сразу множество достопримечательностей. Это то, как следует поступить. Но как известно, мы легких путей не ищем...
Я решил ехать самостоятельно, тем самым вкусив все прелести путешествия по сельской сирийской местности без собственного автотранспорта.
Доехать до города Маарат ан-Нумана из Хамы не составляет особо труда, до него идет прямая маршрутка. Но в самом Мааррате начинается самое интересное, дело в том, что местные таксисты давно смекнули, что объекты вокруг их города обладают приятным качеством эксклюзивности, и в связи с этим заламывают непомерные цены на свои услуги. Мне озвучили прайс в какое-то четырехзначное число, которое я даже не стал запоминать. Я подумал, что любой торг при таких количествах нулей будет нецелесообразен. И решил просто выдвинуться в сторону Серджиллы, ближайшего из Мертвых городов, любым способом, а там уже на месте выработать дальнейший план действий.
До Серджиллы, то есть в одну сторону, таксист захотел 400 лир, это тоже было мало для меня приемлемым, но так или иначе мы поехали, осуществляя дальнейший торг по мере продвижения вперед. Ехать там недолго, минут 15 максимум. В итоге уже на месте я дал таксисту ту сумму, которую, по моему мнению, он заслужил, а именно 200 лир. Араб, по понятным причинам, устроил дикую истерику, но я уже «прибыл» и дальнейшие перемещения решил осуществлять пешком.
Жилой дом в Серджилле.
Как и все Мертвые города Серджилла достигла своего расцвета в 4-6 веке. Тогда масло из оливок резко пошло вверх в цене и на пригодных для выращивания сего продукта землях начали расти городские поселения, виллы и различные центры переработки этого сырья.
Серджилла представляет собой этакое образцовое римское поселение. Здесь есть «культурный центр» - это термы, небольшое кафе или таверна и здание христианской базилики, которое, правда, не очень хорошо сохранилось. Вокруг стоят несколько вилл и домов жителей и главное несколько промышленных площадок, где перерабатывали сырье для оливкового масла.
Здание терм
Термы небольшие по римским меркам, зато они очень хорошо сохранились.
Античная таверна.
Античное "кафе" внутри.
Каменные плиты, покрывающие небольшую площадь между термами и античным кафе, являются крышей большой подземной цистерны для сбора воды.
Одно из самых внушительных сооружений в Серджилле, наверно, это римская вилла.
Античные жилые дома.
Античный промышленный центр переработки сырья.
Римская гробница в форме языческого храма.
После осмотра Серджиллы я отправился пешком в западном направлении. Какое-то время мне пришлось терпеть докучливого таксиста, которому я «не додал» денег. Он ехал за мной и сигналил. Чтобы оторваться от него, я пошел в сторону от дороги, у меня было желание найти какую-нибудь «высоту» чтобы иметь возможность осмотреть окрестности. Это было не очень умное решение, так как все пространства вне шоссе были перегорожены заборами из каменных валунов, ими сирийцы метили свои участки земли. Мне пришлось изрядно попотеть и перелезть через десяток таких заборов, прежде чем я вышел на открытую местность.
Местная фауна - то ли это секс, то ли едят друг друга.
Тем более все здешние холмы очень пологие и видимость с них затруднена, мне не удалось обнаружить какие либо объекты таким образом. В дальнейшем, я понял, что все руинированные сооружения находятся вблизи проезжих дорог и не имеет особого смысла сильно углубляться в эту холмистую местность.
Еще один из византийских городков находится в паре километров юго-западней от Серджиллы.
Возможно это Бауда, здесь есть один мавзолей с пирамидальной крышей и античный некрополь.
Дальше в сторону города аль-Бара меня подкинул местный паренек на мотоцикле, правда, привез он меня не к античному городу, а к себе домой, что вполне логично. Но это было уже существенно ближе, какой-то пригород древней Аль-Бары высился в двухстах метрах от его дома.
Эти римские сооружения были сильно разрушены, хотя и имели очень приличную высоту кое-где.
Я взобрался на высокую стену одного из зданий, чтобы поснимать окрестности.
В здешних руинах я нашел себе попутчика на сегодняшний день. Я увидел, что какой-то маленький паренек взобрался на стену вслед за мной. Им оказался голландец Симон, путешествующий, как и я в одиночестве. Но отличии от меня он приехал в аль-Бару из Аллеппо на каком то попутном транспорте, машина выгрузила его у этих развалин. Симон имел очень слабое представление о том, где находится, он искал, как и я аль-Бару, но при этом ничего не знал про соседнюю Серджиллу, в которой я побывал.
Голландец оказался интересной личностью – в Сирии он питался одним только фаляфелем и жил только на балконах и крышах отелей за 3-4$, по сравнению с ним, я почувствовал себя миллионером, ведь я мог позволить себе жить в отелях аж за целых 10$ !
В дальнейшем, выяснилось, что Симон приехал в Сирию не столько, чтобы как я «лазить» по развалинам, а чтобы общаться с местным населением. Для этого он выучил несколько арабских фраз и активно пользовался разговорником. Сначала это принесло положительные плоды, он договорился с местными арабами, чтобы они добросили нас до главных руин византийского города. Но потом это стало несколько обременительным, наверно, все же не стоило спрашивать каждого встречного и поперечного сирийца «Как у него дела» и «Как ему живется в Сирии».
Местные жители, пообещавшие добросить нас до аль-Бары сначала, как водится, привезли нас к себе домой, где мы поучаствовали в погрузке какого-то скарба. Вернее, кто участвовал, а кто рядом стоял. На фото справа видна борода Симона.
В конце концов, нас довезли до руин.
Аль-Бара крупнейший византийский город в этом регионе. В древности он назывался Капроперия, позднее Кафра, а начиная со средневековья, он фигурирует под названием Бара.
В 1098 году город захватили рыцари графа Тулузского Раймонда. Они учредили здесь католическое епископство «поверх» уже существующего православного. В связи с этим в 1123 г. Бара легко перешла в руки мусульман, не чинивших подобных безобразий.
Интересен сам факт того, что город существовал здесь вплоть до позднего средневековья.
В Баре сохранились остатки пяти церквей-базилик и две пирамидальные гробницы. Надо заметить, что аль-Бара сильно заросла деревьями, прежде всего оливковыми, сирийские семьи до сих пор собирают здесь обильные урожаи. Но это обстоятельство не способствует зрелищности развалин города, тем более его хуже восстановили, на мой взгляд, в отличии от той же Серджиллы.
Остатки христианской базилики.
Античный мавзолей.
Внутри саркофаги, принадлежавшие какой-то знатной семье.
Еще один мавзолей чуть поодаль. Он похож на гробницу из городка Бауда.
Закончив осмотр, я застопил грузовик до городка Кафр Набл, там мы с пересели на маршрутку, добросившую нас до автострады Аллепо – Хомс. Здесь случился с Симоном интересный инцидент, водитель маршрутки не додал ему сдачу с крупной купюры. Честно говоря, это был единственный подобный эпизод, на моей памяти, в Сирии. Тем более, зная, как «сверхэкономно» голландец относится к деньгам, у меня возникли некоторые сомнения. В любом случае, стало уже темнеть, а мы занимались «базар-вокзалом» из-за пустяковой суммы денег под городом Мааратом, хотя давно должны были быть в Хаме. Мне даже пришлось орать на обоих спорщиков.
Закончив с эти эпизодом, мы попали уже в другой – благополучно проехав город Хаму, маршрутка шла в Хомс. Слава Богу, я умудрился осознать, что огни, которые мы проехали в темноте по правому борту и были нашей конечной станцией. В итоге нам пришлось идти несколько километров по шоссе обратно и потом ехать на чем-то до отеля в центре города.
Симона после того вечера я так и не видел. По прошествии этого дня, я сделал для себя несколько выводов, во-первых, неплохо бы вернуться в район Мертвых городов еще раз, а во вторых, мне подумалось, что попутчики могут быть как благом так и злом, с одной стороны хорошо иметь психологическую поддержку, а с другой, количество различных тактических ошибок за один вечер тогда превысило все допустимые нормы.
У себя на даче..
Как можно не любить Гонконг? Родина Брюса Ли, божественный димсам, скребущие небо здания, по высоте с...
Гонконг
В этом году исполнилось 20 лет со дня открытия Туннеля под Ла-Маншем. Прекрасный повод, чтобы совершить...
Говорят, что порой человек чувствует себя никому не нужным, словно стриптизер на пляже для нудистов....
Как можно не любить Гонконг? Родина Брюса Ли, божественный димсам, скребущие небо здания, по высоте с...
Гонконг
В этом году исполнилось 20 лет со дня открытия Туннеля под Ла-Маншем. Прекрасный повод, чтобы совершить...
Говорят, что порой человек чувствует себя никому не нужным, словно стриптизер на пляже для нудистов....
Написать комментарий