Ассасины и замок Масьяф

Замок Масьяф находится в 42 км западнее сирийского города Хама. Я посетил замок проездом, пересекая эту гористую местность на пути из Хамы к побережью Средиземного моря. Тогда главной моей целью был замок Маркаб, в Масьяфе я пересаживался на маршрутку, идущую до Кадмуса – это еще один пункт на пути к морю.

0 1284 2

Замок Масьяф находится в 42 км западнее сирийского города Хама. Я посетил замок проездом, пересекая эту гористую местность на пути из Хамы к побережью Средиземного моря. Тогда главной моей целью был замок Маркаб, в Масьяфе я пересаживался на маршрутку, идущую до Кадмуса – это еще один пункт на пути к морю.

Ассасины и замок Масьяф

Масьяф и весь прилегающий к нему горный район в Средние века был главной базой исмаилитов-низаритов в Сирии. Впоследствии их стали называть ассасинами. Это слово вошло во многие европейские языки, как синоним убийцы. Происхождение слова, достаточно, мутное – как правило, приводится сопоставление хашшишины-гашишины-ассасины, хотя есть и другие варианты. В свою очередь, слово хашшишин сейчас переводится, как «употребляющий гашиш», что не всегда верно с исторической точки зрения. И главное, совсем неверно оно характеризует людей долгое время базировавшихся в замке Масьяф и в других подобных замках по всей Передней Азии.



Можно найти множество баек касающихся ассасинов и их деятельности, но они не раскрывают сути этого весьма интересного явления. Все эти рассказы об обкуренных убийцах и райских садах в большинстве своем являются мифами. И на этих средневековых мифах, к сожалению, часто базируются вполне современные представления о терроризме в арабском мире.
Итак, кем же были ассасины на самом деле?
Прежде всего, стоит отметить, что под именем ассасинов средневековые хронисты подразумевали людей совершавших заказные убийства на Ближнем Востоке примерно с 11 до 13-14 века. А далее это слово уже начало «жить своей жизнью». Но даже в указанный период убийства могли совершать разные люди и политические группировки. Поэтому, имеет смысл, ограничиться только обитателями замка Масьяф и других подобных исмаилитских замков.





Важно отметить, что исмаилиты Сирии это одна из ветвей шиитского ислама. Это религиозное направление существовало задолго до появления Старца горы и других подобных персонажей. Шиитами, а впоследствии исмаилитами были почти все, кто не признавал власть Омейядских и Аббасидских халифов. Очень часто это были люди, которые будучи мусульманами, имели неарабское происхождение - так называемые мавали. Они вносили в суннитский ислам большую дозу своих верований, прежде всего речь идет об обожествлении людей в той или иной форме. Обожествляли четвертого праведного халифа Али, а впоследствии всех кто выступал от его имени т.е. имамов. Имамы, по идее, должны были быть родственниками пророка Мухаммеда, но на деле, в большинстве случаев, это было невозможно проверить.



Шииты-исмаилиты создали в 10 веке в Северной Африке крупное государство – Фатимидский халифат, с центром сначала в Ифрикии ( Тунисе), а затем в основанном ими в Египте городе Каире. Именно из Каира координировались действия исмаилитских проповедников ( даи) по всей Азии.
Таким даи был основатель общины исмаилитов-низаритов в Иране Хасан Ибн Саббах. В 1090 г. он, войдя в доверие к местному феодалу смог захватить неприступную крепость Аламут в горах Альбурс. С этого момента началось существование исмаилитского государства в Иране плоть до сдачи Аламута монголам в 1256 году.
Эти территории давно уже управлялись турками-сельджуками. Поэтому исмаилитам приходилось вклиниваться между государством сельджуков и Фатимидским халифатом. Они расширяли свою деятельность путем захвата все новых и новых крепостей. В Египте исмаилизм столкнулся с серьезным внутренним конфликтом – расколом низаритов и мусталитов. Хасан ибн Саббах был низаритом, как и почти все исмаилиты-шииты в Персии. Его партия проиграла в Каире, и он получил полную самостоятельность – в Фатимидском халифате Хасан Саббах уже ничего не мог «поиметь». Оставалось рассчитывать только на свои силы, лавируя между крупными игроками сельджуками, фатимидами и недавно появившимися на Ближнем Востоке крестоносцами.



С начала 12 века даи посланные уже Хасаном Саббахом стали проникать в Сирию, здесь они действовали также как и в Персии, организовывали местные исмаилитские общины и делали попытки захвата стратегически важных крепостей и замков. Дела в Сирии, правда, шли не очень хорошо, низаритам понадобилось почти полвека, чтобы добиться ощутимых результатов.
Поначалу исмаилиты действовали из района Алеппо, до 1113 года. Местный главный даи аль-Хаким аль-Мунаджжим (Врачеватель-астролог) сделал, возможно, первую попытку совершить политическое убийство в 1103 году. Он послал группу низаритов фидаи убить правителя Хомса Джанаха ад-Давла, когда тот молился в соборной мечети, попытка была удачной, убили правителя и еще трех его приближенных.
В 1106 году отряду фидаи удалось убить правителя Апамеи и низариты захватили местный замок. Правда, уже через полгода их выбил оттуда Танкред со своими крестоносцами.


В 1113 сельджуки устроили погром низаритов в Алеппо, убив их руководителя и еще несколько сотен его приближенных. Вся местная исмаилитская община была рассеяна.
После этого уже другой даи Бахрам, прибывший из Персии, смог получить в свое распоряжение от правителя Дамаска Тугтегина замок Банийас. Но в 1128 году он был убит и его преемник Исмаил аль-Аджами передал замок франкам в обмен на убежище в Иерусалимском королевстве.

Донжон замка Масьяф


Только в 1133 году низариты смогли приобрести свой первый замок в Сирии – Кадмус. А в 1140 они захватили замок Масьяф, который надолго стал их главной «столицей» в регионе.
Своего расцвета низариты Сирии добились при Синане Рашид ад-Дине знаменитом Старце Горы в 1160 -1190 годах. Синан перестроил и укрепил многие исмаилитские замки в Сирии, реорганизовал отряды фидаи. Из-за сильного давления со стороны суннитов и Саладина, Старец Горы искал контактов с христианским монархами. В 1194 году граф Анри Шампанский правитель Латинского королевства посетил исмаилитский замок Кахв, где по свидетельству хронистов, низаритские фидаины, исполняя приказ своего верховного даи, произвели на него впечатление, прыгая со стен замка в пропасть. Эта демонстрация смертельной преданности своему вождю вошла во все исторические анналы.



Низариты унаследовали еще от Фатимидов сложную иерархическую организацию. Во главе стоял, естественно, имам практически живой полубог. Далее шли даи ад-дуат (верховный даи), даи аль-кабир (великий даи), просто даи, рафик ( буквально товарищ), ласик (примкнувший) и фидаи – жертвующий жизнью ради своего дела.
Ввиду того, что после убитого в Каире имама Низара, все имамы были «скрытые» ( это особый шиитский термин, «скрытыми» они были в очень разных смыслах) верховодил всем процессом даи ад-дуат, считавшийся наместником «скрытого» имама и сидевший в Аламуте.
Члены двух низших категорий знали только так называемую внешнюю доктрину секты и обязаны были слепо подчиняться высшим иерархам.
Рафик – уже частично посвящался в тайны «внутренней» эзотерической доктрины, по сути, это был младший «офицер».
Члены трех высших категорий даи, даи аль-кабир и даи ад-дуат представляли собой правящую аристократию и имели право даже не соблюдать законы шариата, молитвы и прочие правовые нормы их уже не касались, ну или по желанию.





Историк Рашид ад-дин в своей «Джами ат-таварих» приводит примеры социального положения некоторых ассасинов, например, Хасан шорник, Мухаммед птицелов или зверолов, некий русский раб (гулям-и руси), убивший в 1097 году сельджукского визиря Абу-л-Фатха Дихистани.
Там же приведены имена убитых ассасинами сановников с 1092 по 1162 год, всего 75 человек. Из них 8 правителей – халифов,султанов, атабеков, например, фатимидский халиф и имам мусталитов аль-Амир, аббасидский халиф Мустаршид, сельджукский султан Ирака Дауд и т.д., 6 везиров, 17 эмиров, 6 раисов( градоначальников), 13 казиев и муфтиев и т.д. Списки эти неполные и в основном касаются только Ирана. Сюда же можно отнести и видных христиан - маркиза Конрада Монферратского, Раймунда, сына Боэмунда IV и многих других.



Было и множество неудачных нападений, например, на Саладина фидаи покушались дважды и оба раза неудачно, первый раз их вычислила охрана, а во второй раз Саладина спасли хорошие доспехи, он был ранен, но выжил.
Существует миф, что якобы ассасины должны были непременно погибать во время своих заданий. Это неверно, потому как есть свидетельства, что один и тот же фидаи совершал по 2-3 убийства, то есть ему несколько раз удавалось скрыться с места преступления. Очень часто использовались коллективные нападения, например убийство фатимидского халифа аль-Амира в 1130 году в Каире было выполнено 7 рафиками, а убийство халифа Мустаршида осуществили 14 рафиков.



Знаменитый миф о использовании гашиша и прочих наркотиков при подготовке ассасинов, скорее всего, тоже маловероятен. Эти люди должны были иметь очень трезвую голову, чтобы порой годами выслеживать жертву. Например, убийство Конрада Монферратского готовилось почти год, фидаи длительно выжидали удобного случая, в конце концов, они закололи маркиза на улице, переодевшись христианскими монахами.
Хашишинами низаритов называли арабские авторы, которые почти все были суннитами и испытывали чувство неприязни к «исмаилитской ереси». Первоначально, слово хашишин имело много значений в том числе «чернь», представитель низшего класса, изгой. Нет никаких прямых свидетельств мусульманских авторов того, что фидаи употребляли гашиш или какие либо еще наркотики. Все эти истории появились только у европейцев, прежде всего у «старого сказочника» Марко Поло. Именно он описал одурманивание молодых людей и всяческие райские сцены.



Возможно это остатки хлебопекарной печи.


Многим христианским авторам было непонятно на чем основана дисциплина федоинов. И поэтому они начали выдумывать различные истории исходя, как это не странно из буквального перевода слова хашишин.
Парадокс ситуации с «райскими садами», которые были якобы уготованы погибшим фидаи, заключался еще в том, что низариты на определенных этапах развития своей религиозности вообще не разделяли веру в загробную жизнь. Например, четвертый правитель Аламута Хасан II провозгласил себя имамом в 1164 году и объявил о приходе Великого Воскресения (кийама) Иными словами, он объявил свершившимся «рай на земле», а не в следующей жизни. Им был отменен шариат и ислам, как таковой, потому как в раю никаких ограничений быть не может…





Верования исмаилитов всегда были очень противоречивыми. Один из французских монахов, Ив Бретонский, побывав в замке Масьяф рассказывал, что местные ассасины верят в «переселение душ», что душа мученика попадает не в рай, а вселяется в тело «более высокого ранга» и приобретает лучшее положение, чем ранее.
Одно из самых ранних свидетельств об ассасинах оставил испанский раввин Вениамин бен Иона Тудельский, побывавший в 1166-1171 годах на Ближнем Востоке. Он писал, что в Сирии и северной Персии «живут люди, не исповедующие веру Мухаммада, они обитают высоко в горах и почитают Старца земли Хашишин.»



Общины низаритов в Персии были почти полностью уничтожены монголами в 1256 году. Сирийским низаритам повезло больше, их замками завладел мамлюкский султан Египта Бейбарс. В 1260 году Масьяф был разграблен монголами, но уже в 1270 его прибрали к рукам мамлюки. Бейбарс позволил исмаилитским общинам оставаться в своих крепостях, но под присмотром мамлюкских начальников. Тем более что их «искусство» было хорошо востребовано любыми правителями. Есть свидетельства, что Бейбарс и его наследники использовали сирийский низаритов для устранения своих недругов. Скорее всего, убийство Филиппа Монфорда  правителя Тира в 1270 году и покушение на английского принца Эдуарда в 1272 году было осуществлено низаритскими фидаи по заказу Бейбарса. Так же Гийом Рубрук , побывавший в Монголии в 1253 году, сообщает о группе ассасинов , члены которой были посланы в различных обличиях в Каракорум с заданием убить великого хана Мунке.





Замок Масьяф, как и многие другие арабские укрепления обладает очень беспорядочной планировкой, я подобное наблюдал еще в рибате Монастира в Тунисе. Весь замок это клубок хаотичных ходов и переходов. Полы и потолки часто на разных уровнях, комнаты, то большие, то неожиданно маленькие. Замки крестоносцев в Сирии обладают намного более четкой структурой.




Первоначально, здесь существовала византийская крепость, которую арабы впоследствии многократно перестраивали. Можно заметить множество византийских  элементов, встроенных в каменную кладку.



Руины бани при входе в замок.






Город Масьяф.



Теги: сирия

все теги

Также по теме
Гонконг – город, который сошел с ума для нас

Как можно не любить Гонконг? Родина Брюса Ли, божественный димсам, скребущие небо здания, по высоте с...

флаг государства Китай Гонконг 0 0 3

От Лердальского туннеля до Токийского аквалайна

В этом году исполнилось 20 лет со дня открытия Туннеля под Ла-Маншем. Прекрасный повод, чтобы совершить...

0 0 0

Гол как сокол: секретные нудистские пляжи Европы

Говорят, что порой человек чувствует себя никому не нужным, словно стриптизер на пляже для нудистов....

0 0 10

Также по теме
Гонконг – город, который сошел с ума для нас

Как можно не любить Гонконг? Родина Брюса Ли, божественный димсам, скребущие небо здания, по высоте с...

флаг государства Китай Гонконг 0 0 3

От Лердальского туннеля до Токийского аквалайна

В этом году исполнилось 20 лет со дня открытия Туннеля под Ла-Маншем. Прекрасный повод, чтобы совершить...

0 0 0

Гол как сокол: секретные нудистские пляжи Европы

Говорят, что порой человек чувствует себя никому не нужным, словно стриптизер на пляже для нудистов....

0 0 10

Комментарии: