Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

В фотографиях, исторических сведениях и преданиях о Москве

На месте Гоголевского бульвара в давние времена был глубокий овраг, по дну которого бежал в Москву-реку бурный ручей. Хлопот он москвичам доставлял немало, когда, разливаясь в весеннее половодье, заставлял перебираться по узким мосткам. «Вот уж, правда, черт его рыл!», в сердцах кляли ручей горожане, балансируя на скользких досках. Название Черторый с тех пор к нему и приклеилось, а близлежащую улицу стали называть Большой Чертольской.

0 1614 1

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Белые палаты на Пречистенке

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Красные палаты на Остоженке

* Пешком по Москве. Пречистенкa начинается «Белыми палатами» (дом № 1), Остоженка — «Красными» (дом № 2). Те и другие обнаружены за поздними фасадами в 1972 году и после эпопеи своего спасения стали именоваться по окраске, найденной реставраторами.
Вся стрелка улиц подлежала сносу по случаю приезда Никсона: так странно понималось благоустройство города. Реставраторы получили задание просто сфотографировать сносимые дома, но решили обследовать их. Позвали на помощь студентов. С первыми ударами скарпели под скалываемой штукатуркой открылась кладка XVII века. Но и после открытия палаты оставались на грани уничтожения. Решение о сохранении двух уникальных памятников было принято лишь после того, как отчаявшиеся реставраторы отправили телеграмму лично Брежневу. Первый установленный владелец, а возможно, и строитель «Красных палат» — боярин Юшков, затем стольник Головин и зять стольника князь Михаил Михайлович Голицын-младший. Все трое были современники Петра, и «Красные палаты» — памятник петровских лет. Если точнее, — ранних лет Петра, конца XVII века, времени нарышкинского стиля.
Князь Михаил Голицын-младший сделал военно-морскую карьеру. Начав при Петре, прославившись в его морских победах, вышел при Елизавете в президенты Адмиралтейств-коллегий — морского ведомства. Впрочем, к тому времени он сменил свой московский дом.
(c) Москомнаследие
================================

Но в 17 веке царь Алексей Михайлович велел переименовать эту улицу. Дело в том, что по ней ездили на богомолье к Новодевичьему монастырю. А совершать крестный ход по улице с таким небогоугодным названием было просто кощунством.

И тогда улицу назвали Пречистенкой в честь иконы Пречистой божьей Матери, хранившейся в Новодевичьем монастыре.

После революции она вновь сменила название. Ее переименовали в Кропоткинскую – в память скончавшегося в 1922 году князя-анархиста, революционера Петра Кропоткина. Прежнее имя вернулось к ней лишь спустя 70 лет.

Пречистенка была знаменита своими титулованными обитателями – ведь здесь жили Лопухины и Голицыны, Долгоруковы и Орловы, Потемкины и Бибиковы.

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Но главное, чем всегда славилась Пречистенка – это крепкими связями – дружескими, в первую очередь. Александр Сергеевич Пушкин любил приезжать сюда к своим друзьям, тесный круг собирал в своем доме герой войны 1812 года бесстрашный Денис Давыдов, художники Суриков, Серов, Левитан находили здесь не только источник вдохновения, но и дружескую поддержку.

К своим друзьям, на Пречистенку приезжал и Михаил Булгаков. Именно с этой улицы началось знакомство с Москвой молодого писателя. Позже, он поселит здесь своих героев.

Мансуровский переулок, д.9

В этом переулке, на левой стороне Пречистенки, стоит небольшой деревянный домик, построенный в 19 веке. За оградой с калиткой – небольшой сад. Это – дом Мастера.

В двадцатых годах прошлого века здесь жили близкие друзья Булгакова- Сергей Ермолинский и братья Топлениновы. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял настоящий фарфоровый умывальник – предмет особой гордости его хозяев.

Булгаков очень любил этот дом и часто оставался ночевать в нем. Зимой здесь уютно потрескивала печка, наполняя комнаты «божественным теплом». А весной, в мае под окном расцветали кусты сирени. Иногда, он работал здесь, при свечах, совсем как его Мастер.

Пречистенка, д. 20

Здесь находится один известнейших пречистенских особняков, построенный в конце 18 века архитектором Матвеем Казаковым. У него были славные хозяева.

В середине 18 века здесь жил генерал Алексей Петрович Ермолов – герой войны 1812 года, покоритель Кавказа. В решающий момент он отбил у французов батарею генерала Раевского.

В начале 19 века здесь поселился А.К.Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов». Он был баснословно богатым человеком, говорят, что у него плантации были даже на Цейлоне. Его жена, знаменитая московская балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для того, чтобы она могла репетировать, муж оборудовал в доме специальную комнату с зеркальными стенами.

После революции семья Ушкова была вынуждена эмигрировать. Но репетиционный зал пустовал недолго. В 1921 году в доме снова зазвучала музыка.

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

(с) Prechistenka Street

Его хозяйкой стала блистательная американская балерина Айседора Дункан. Она открыла в своем особняке детскую хореографическую студию.

Удивительное совпадение! Бывшая хозяйка дома Александра Балашова, уехавшая вместе с мужем в Париж, поселилась там на рю де Помп в доме, который раньше принадлежал Айседоре Дункан!
Когда Айседора узнала об этом, она со смехом назвала этот обмен «кадрилью».

А вот еще одно совпадение, которое можно назвать мистическим.

Осенью все того же, 1921 года, в доме у своих знакомых, Айседора познакомилась с поэтом Сергеем Есениным. Глубокой ночью Есенин отправился провожать Айседору на Пречистенку.
Их сопровождал переводчик. Они ехали на извозчике, путь был неблизкий, время позднее – извозчик нечаянно уснул. Беседа была оживленной, никто и не обратил внимание, на то, что лошадь уже давно кружит вокруг храма. Это была церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Переводчик, в конце концов, заметил странность их передвижения и разбудил извозчика – «Да ты что, венчаешь нас? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз везешь!».
Есенин расхохотался – «Повенчал! Повенчал!». Перевели Айседоре. Она улыбнулась: «Mariag…»
Их свадьба состоялась через полгода. Есенин поселился в доме Айседоры, там же жили ее воспитанники.

Вскоре в доме стали происходить таинственные события. Ночами по комнатам блуждали загадочные тени, свет фонарей. Они были неуловимы. При малейшем шорохе они исчезали. Однажды, услышав детские крики, Есенин выскочил с поленом в руках и начал обыскивать дом. Он нашел только мирно спящего швейцара. Дети в страхе рассказали, что какие-то люди, проникнув в их спальню, угрожали им ножами!

Оказалось, что жильцам действительно грозила нешуточная опасность. По ночам в огромном особняке разгуливала шайка воров. Они охотились за сокровищами. По Москве ходили легенды, будто в стенах дома спрятан тайник с несметными богатствами миллионера Ушакова, бежавшего за границу.

Есенин и Дункан прожили здесь до 1924 года. Вскоре они расстались. Но Есенин не смог покинуть этих мест, где был вначале так счастлив. Он поселился рядом с Пречистенкой – в Померанцевом переулке, который стал его последним московским пристанищем.

Пречистенка, д.22

Рядом с бывшим домом Дункан есть одно интереснейшее здание. Дело в том, что без малого уже 200 лет здесь находится Пожарная служба. Раньше это было пожарное депо, теперь – Управление государственной противопожарной службы.

Когда-то этот дом принадлежал родственника генерала Ермолова, а затем был выкуплен казной для Пречистенской пожарной части.

Пожары – были настоящим бедствием для Москвы. Несколько раз она выгорала дотла. «От копеечной свечи Москва сгорела», - эта поговорка абсолютно соответствовала действительности. Свеча, опрокинутая как-то в церкви Николы в Песках, стала причиной очередного страшного пожара.

Почему это происходило? Очень просто - Москва была деревянной. Пламя моментально охватывало постройки, и остановить его было уже невозможно. Чтобы хоть как-то защититься от этой напасти, горожане назначали особых дежурных. При звуке набатного колокола, они должны были бежать на тушение пожара с ведрами, баграми и топорами.

В 16 веке эту обязанность возложили на стрелецкое войско.

А в 1812 году градоначальник Москвы граф Растопчин создал первую пожарную команду. В нее набирали отчаянных смельчаков.

Потом на пожарных возложили обязанность следить за освещением московских улиц. Тогда в центре Москвы горели керосиновые фонари, а на окраинах зажигали масляные. Пожарным выдавалось конопляное масло, которое они должны были заливать в фонари. Но соблазн был слишком велик. Пожарные съедали масло вместе с кашей, ну, а на освещение улиц шло то, что оставалось от ужина.

Так что, по большей части, окраины Москвы были покрыты мраком.

В 1823 году в городе появилось первое городское отделение пожарных – Тверская пожарная часть. Ее здание находилось на Тверской площади, там, где сегодня находится сквер, за памятником Юрию Долгорукому. Издалека было видно высокую пожарную каланчу, построенную в части. Точно такая же каланча появилась в доме на Пречистенке. На ней всегда дежурили часовые, и в случае пожара, сразу же подавали сигнал тревоги. В тот же момент пожарный обоз несся во весь опор к месту происшествия.
Надо сказать, что лошади у московских пожарных были самые лучшие в городе. В каждой части была своя, определенная масть: в Тверской – желто-пегая, в Арбатской – гнедая, в Таганской – чалая.

Говорят, полицмейстер Огарев, приезжая в пожарные части собственным белоснежным платком проверял, хорошо ли вычищены лошади.

Существовал и такой порядок – у тех, кто любил полихачить на улицах города, без всякого судебного постановления отбирали лошадь и отдавали в пожарную часть.

Боюсь навлечь на себя гнев автовладельцев, но замечу, что, пожалуй, более действенной меры для обеспечения порядка на дорогах, придумать сложно.

А в начале 20 века на Пречистенке появилось невиданное чудо техники – первый в
Москве пожарный автомобиль с раздвижной лестницей. Выдвигалась она приблизительно на высоту 3 этажа, но это, по тем временам, был огромный прогресс. На автомобиле восседала вся пожарная команда в полном составе – брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных.

И последнее. Никогда не стоит путать слово «пожарник» со словом «пожарный». Для тех, кто воюет с огнем, название «пожарник» очень обидное. И дело тут вовсе не в сравнении с известными всем симпатичными жуками.

Корни этого неприятия уходят в давнюю старину. Тогда «пожарниками» называли в Москве мошенников, которые просили милостыню под видом погорельцев. Они приезжали на обугленных оглоблях, чтобы посильнее разжалобить сердобольных москвичей. И уж, конечно, доблестные огнеборцы никак не заслужили подобного обращения!

Профессия эта всегда пользовалась большим уважением. Вспомним слова Владимира Гиляровского: «Каждый пожарный – герой, всю жизнь - на войне, каждую минуту рискует головой".

Музей А. С. Пушкина, Пречистенка, 12/2

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Фасад со стороны Хрущевского переулка украшают сдвоенные колонны

Описание объекта
Музей А. С. Пушкина — это комплекс, состоящий из нескольких строений: 2-х зданий бывшей усадьбы Хрущева (по 3 этажа каждое), Фонда хранилищ (5 этажей), крытого атриума (4 этажа), строений, расположенных во дворе, и одноэтажного музыкального домика. Общая площадь комплекса — 17 000 м².

История
Музейный комплекс расположен в историческом квартале центра Москвы в бывшей городской усадьбе, памятнике архитектуры XVIII—XIX веков. Музей был основан в 1957 году и до недавнего времени размещался в разрозненных строениях, которые очевидно устарели. Ощущался также недостаток музейных площадей и хранилищ, отвечающих современным требованиям. Коренная реконструкция усадьбы, высококачественная реставрация и освоение подземного пространства стали новым этапом в жизни комплекса. Строительство было разбито на три очереди, с конца 1997 по сентябрь 1999 года.

Архитектура
Центром архитектурной композиции нового музейного комплекса стало объединяющее все строения усадьбы многофункциональное пространство перекрытого двора. Старые постройки приобрели новое звучание: в каретном сарае разместился комфортабельный зрительный зал на 250 мест, а помещения бывших конюшен переоборудовали под библиотеку с читальным залом. На свободной от застройки территории возведено 5-этажное здание фондохранилища с тремя подземными уровнями.

[Музей А. С. Пушкина. Усадебный двор]

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Реконструкция Музея А. С. Пушкина представляет собой пример сочетания различных архитектурных подходов. Научная реставрация, реконструкция, новое строительство, включение современных форм, имитация отдельных исторических элементов — все это совмещается в одном проекте.

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Материалы
Сочетание остекленного перекрытия и исторических фасадов стен дворовых строений усадьбы создает неповторимое гармоничное пространство, объединяющее историческую память усадьбы и сегодняшнюю жизнь музея. В отделке интерьеров присутствуют как современные материалы (металлоконструкции и слаботонированное стекло), так и традиционные (гранит, мрамор, штукатурка, декоративные гипсовые элементы, латунь). Для улучшения акустики пространства в отделке пола применено ковровое покрытие в сочетании с мрамором и гранитом.

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Инженерные системы
Во время работы над объектом были заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположились гардероб, буфет, сувенирный и книжный киоски. Вся функциональная и инженерная инфраструктуры были вынесены во вновь создаваемые части комплекса, тем самым от этой нагрузки освободилась ценная историческая застройка.

[Музей А. С. Пушкина. Фасад здания со стороны ул. Пречистенки]

Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке

Теги: прогулка, город, архитектура, Москва, улица, достопримечательность, дом, Россия

все теги

Комментарии: