Прогулки по Москве. Городское путешествие по Пречистенке
В фотографиях, исторических сведениях и преданиях о Москве
На месте Гоголевского бульвара в давние времена был глубокий овраг, по дну которого бежал в Москву-реку бурный ручей. Хлопот он москвичам доставлял немало, когда, разливаясь в весеннее половодье, заставлял перебираться по узким мосткам. «Вот уж, правда, черт его рыл!», в сердцах кляли ручей горожане, балансируя на скользких досках. Название Черторый с тех пор к нему и приклеилось, а близлежащую улицу стали называть Большой Чертольской.
Белые палаты на Пречистенке
Красные палаты на Остоженке
* Пешком по Москве. Пречистенкa начинается «Белыми палатами» (дом № 1), Остоженка — «Красными» (дом № 2). Те и другие обнаружены за поздними фасадами в 1972 году и после эпопеи своего спасения стали именоваться по окраске, найденной реставраторами.
Вся стрелка улиц подлежала сносу по случаю приезда Никсона: так странно понималось благоустройство города. Реставраторы получили задание просто сфотографировать сносимые дома, но решили обследовать их. Позвали на помощь студентов. С первыми ударами скарпели под скалываемой штукатуркой открылась кладка XVII века. Но и после открытия палаты оставались на грани уничтожения. Решение о сохранении двух уникальных памятников было принято лишь после того, как отчаявшиеся реставраторы отправили телеграмму лично Брежневу. Первый установленный владелец, а возможно, и строитель «Красных палат» — боярин Юшков, затем стольник Головин и зять стольника князь Михаил Михайлович Голицын-младший. Все трое были современники Петра, и «Красные палаты» — памятник петровских лет. Если точнее, — ранних лет Петра, конца XVII века, времени нарышкинского стиля.
Князь Михаил Голицын-младший сделал военно-морскую карьеру. Начав при Петре, прославившись в его морских победах, вышел при Елизавете в президенты Адмиралтейств-коллегий — морского ведомства. Впрочем, к тому времени он сменил свой московский дом.
(c) Москомнаследие
================================
Но в 17 веке царь Алексей Михайлович велел переименовать эту улицу. Дело в том, что по ней ездили на богомолье к Новодевичьему монастырю. А совершать крестный ход по улице с таким небогоугодным названием было просто кощунством.
И тогда улицу назвали Пречистенкой в честь иконы Пречистой божьей Матери, хранившейся в Новодевичьем монастыре.
После революции она вновь сменила название. Ее переименовали в Кропоткинскую – в память скончавшегося в 1922 году князя-анархиста, революционера Петра Кропоткина. Прежнее имя вернулось к ней лишь спустя 70 лет.
Пречистенка была знаменита своими титулованными обитателями – ведь здесь жили Лопухины и Голицыны, Долгоруковы и Орловы, Потемкины и Бибиковы.
Но главное, чем всегда славилась Пречистенка – это крепкими связями – дружескими, в первую очередь. Александр Сергеевич Пушкин любил приезжать сюда к своим друзьям, тесный круг собирал в своем доме герой войны 1812 года бесстрашный Денис Давыдов, художники Суриков, Серов, Левитан находили здесь не только источник вдохновения, но и дружескую поддержку.
К своим друзьям, на Пречистенку приезжал и Михаил Булгаков. Именно с этой улицы началось знакомство с Москвой молодого писателя. Позже, он поселит здесь своих героев.
Мансуровский переулок, д.9
В этом переулке, на левой стороне Пречистенки, стоит небольшой деревянный домик, построенный в 19 веке. За оградой с калиткой – небольшой сад. Это – дом Мастера.
В двадцатых годах прошлого века здесь жили близкие друзья Булгакова- Сергей Ермолинский и братья Топлениновы. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял настоящий фарфоровый умывальник – предмет особой гордости его хозяев.
Булгаков очень любил этот дом и часто оставался ночевать в нем. Зимой здесь уютно потрескивала печка, наполняя комнаты «божественным теплом». А весной, в мае под окном расцветали кусты сирени. Иногда, он работал здесь, при свечах, совсем как его Мастер.
Пречистенка, д. 20
Здесь находится один известнейших пречистенских особняков, построенный в конце 18 века архитектором Матвеем Казаковым. У него были славные хозяева.
В середине 18 века здесь жил генерал Алексей Петрович Ермолов – герой войны 1812 года, покоритель Кавказа. В решающий момент он отбил у французов батарею генерала Раевского.
В начале 19 века здесь поселился А.К.Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов». Он был баснословно богатым человеком, говорят, что у него плантации были даже на Цейлоне. Его жена, знаменитая московская балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для того, чтобы она могла репетировать, муж оборудовал в доме специальную комнату с зеркальными стенами.
После революции семья Ушкова была вынуждена эмигрировать. Но репетиционный зал пустовал недолго. В 1921 году в доме снова зазвучала музыка.
(с) Prechistenka Street
Его хозяйкой стала блистательная американская балерина Айседора Дункан. Она открыла в своем особняке детскую хореографическую студию.
Удивительное совпадение! Бывшая хозяйка дома Александра Балашова, уехавшая вместе с мужем в Париж, поселилась там на рю де Помп в доме, который раньше принадлежал Айседоре Дункан!
Когда Айседора узнала об этом, она со смехом назвала этот обмен «кадрилью».
А вот еще одно совпадение, которое можно назвать мистическим.
Осенью все того же, 1921 года, в доме у своих знакомых, Айседора познакомилась с поэтом Сергеем Есениным. Глубокой ночью Есенин отправился провожать Айседору на Пречистенку.
Их сопровождал переводчик. Они ехали на извозчике, путь был неблизкий, время позднее – извозчик нечаянно уснул. Беседа была оживленной, никто и не обратил внимание, на то, что лошадь уже давно кружит вокруг храма. Это была церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Переводчик, в конце концов, заметил странность их передвижения и разбудил извозчика – «Да ты что, венчаешь нас? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз везешь!».
Есенин расхохотался – «Повенчал! Повенчал!». Перевели Айседоре. Она улыбнулась: «Mariag…»
Их свадьба состоялась через полгода. Есенин поселился в доме Айседоры, там же жили ее воспитанники.
Вскоре в доме стали происходить таинственные события. Ночами по комнатам блуждали загадочные тени, свет фонарей. Они были неуловимы. При малейшем шорохе они исчезали. Однажды, услышав детские крики, Есенин выскочил с поленом в руках и начал обыскивать дом. Он нашел только мирно спящего швейцара. Дети в страхе рассказали, что какие-то люди, проникнув в их спальню, угрожали им ножами!
Оказалось, что жильцам действительно грозила нешуточная опасность. По ночам в огромном особняке разгуливала шайка воров. Они охотились за сокровищами. По Москве ходили легенды, будто в стенах дома спрятан тайник с несметными богатствами миллионера Ушакова, бежавшего за границу.
Есенин и Дункан прожили здесь до 1924 года. Вскоре они расстались. Но Есенин не смог покинуть этих мест, где был вначале так счастлив. Он поселился рядом с Пречистенкой – в Померанцевом переулке, который стал его последним московским пристанищем.
Пречистенка, д.22
Рядом с бывшим домом Дункан есть одно интереснейшее здание. Дело в том, что без малого уже 200 лет здесь находится Пожарная служба. Раньше это было пожарное депо, теперь – Управление государственной противопожарной службы.
Когда-то этот дом принадлежал родственника генерала Ермолова, а затем был выкуплен казной для Пречистенской пожарной части.
Пожары – были настоящим бедствием для Москвы. Несколько раз она выгорала дотла. «От копеечной свечи Москва сгорела», - эта поговорка абсолютно соответствовала действительности. Свеча, опрокинутая как-то в церкви Николы в Песках, стала причиной очередного страшного пожара.
Почему это происходило? Очень просто - Москва была деревянной. Пламя моментально охватывало постройки, и остановить его было уже невозможно. Чтобы хоть как-то защититься от этой напасти, горожане назначали особых дежурных. При звуке набатного колокола, они должны были бежать на тушение пожара с ведрами, баграми и топорами.
В 16 веке эту обязанность возложили на стрелецкое войско.
А в 1812 году градоначальник Москвы граф Растопчин создал первую пожарную команду. В нее набирали отчаянных смельчаков.
Потом на пожарных возложили обязанность следить за освещением московских улиц. Тогда в центре Москвы горели керосиновые фонари, а на окраинах зажигали масляные. Пожарным выдавалось конопляное масло, которое они должны были заливать в фонари. Но соблазн был слишком велик. Пожарные съедали масло вместе с кашей, ну, а на освещение улиц шло то, что оставалось от ужина.
Так что, по большей части, окраины Москвы были покрыты мраком.
В 1823 году в городе появилось первое городское отделение пожарных – Тверская пожарная часть. Ее здание находилось на Тверской площади, там, где сегодня находится сквер, за памятником Юрию Долгорукому. Издалека было видно высокую пожарную каланчу, построенную в части. Точно такая же каланча появилась в доме на Пречистенке. На ней всегда дежурили часовые, и в случае пожара, сразу же подавали сигнал тревоги. В тот же момент пожарный обоз несся во весь опор к месту происшествия.
Надо сказать, что лошади у московских пожарных были самые лучшие в городе. В каждой части была своя, определенная масть: в Тверской – желто-пегая, в Арбатской – гнедая, в Таганской – чалая.
Говорят, полицмейстер Огарев, приезжая в пожарные части собственным белоснежным платком проверял, хорошо ли вычищены лошади.
Существовал и такой порядок – у тех, кто любил полихачить на улицах города, без всякого судебного постановления отбирали лошадь и отдавали в пожарную часть.
Боюсь навлечь на себя гнев автовладельцев, но замечу, что, пожалуй, более действенной меры для обеспечения порядка на дорогах, придумать сложно.
А в начале 20 века на Пречистенке появилось невиданное чудо техники – первый в
Москве пожарный автомобиль с раздвижной лестницей. Выдвигалась она приблизительно на высоту 3 этажа, но это, по тем временам, был огромный прогресс. На автомобиле восседала вся пожарная команда в полном составе – брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных.
И последнее. Никогда не стоит путать слово «пожарник» со словом «пожарный». Для тех, кто воюет с огнем, название «пожарник» очень обидное. И дело тут вовсе не в сравнении с известными всем симпатичными жуками.
Корни этого неприятия уходят в давнюю старину. Тогда «пожарниками» называли в Москве мошенников, которые просили милостыню под видом погорельцев. Они приезжали на обугленных оглоблях, чтобы посильнее разжалобить сердобольных москвичей. И уж, конечно, доблестные огнеборцы никак не заслужили подобного обращения!
Профессия эта всегда пользовалась большим уважением. Вспомним слова Владимира Гиляровского: «Каждый пожарный – герой, всю жизнь - на войне, каждую минуту рискует головой".
Музей А. С. Пушкина, Пречистенка, 12/2
Фасад со стороны Хрущевского переулка украшают сдвоенные колонны
Описание объекта
Музей А. С. Пушкина — это комплекс, состоящий из нескольких строений: 2-х зданий бывшей усадьбы Хрущева (по 3 этажа каждое), Фонда хранилищ (5 этажей), крытого атриума (4 этажа), строений, расположенных во дворе, и одноэтажного музыкального домика. Общая площадь комплекса — 17 000 м².
История
Музейный комплекс расположен в историческом квартале центра Москвы в бывшей городской усадьбе, памятнике архитектуры XVIII—XIX веков. Музей был основан в 1957 году и до недавнего времени размещался в разрозненных строениях, которые очевидно устарели. Ощущался также недостаток музейных площадей и хранилищ, отвечающих современным требованиям. Коренная реконструкция усадьбы, высококачественная реставрация и освоение подземного пространства стали новым этапом в жизни комплекса. Строительство было разбито на три очереди, с конца 1997 по сентябрь 1999 года.
Архитектура
Центром архитектурной композиции нового музейного комплекса стало объединяющее все строения усадьбы многофункциональное пространство перекрытого двора. Старые постройки приобрели новое звучание: в каретном сарае разместился комфортабельный зрительный зал на 250 мест, а помещения бывших конюшен переоборудовали под библиотеку с читальным залом. На свободной от застройки территории возведено 5-этажное здание фондохранилища с тремя подземными уровнями.
[Музей А. С. Пушкина. Усадебный двор]
Реконструкция Музея А. С. Пушкина представляет собой пример сочетания различных архитектурных подходов. Научная реставрация, реконструкция, новое строительство, включение современных форм, имитация отдельных исторических элементов — все это совмещается в одном проекте.
Материалы
Сочетание остекленного перекрытия и исторических фасадов стен дворовых строений усадьбы создает неповторимое гармоничное пространство, объединяющее историческую память усадьбы и сегодняшнюю жизнь музея. В отделке интерьеров присутствуют как современные материалы (металлоконструкции и слаботонированное стекло), так и традиционные (гранит, мрамор, штукатурка, декоративные гипсовые элементы, латунь). Для улучшения акустики пространства в отделке пола применено ковровое покрытие в сочетании с мрамором и гранитом.
Инженерные системы
Во время работы над объектом были заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположились гардероб, буфет, сувенирный и книжный киоски. Вся функциональная и инженерная инфраструктуры были вынесены во вновь создаваемые части комплекса, тем самым от этой нагрузки освободилась ценная историческая застройка.
[Музей А. С. Пушкина. Фасад здания со стороны ул. Пречистенки]
Написать комментарий