Как бороться за свои права в случае коллапса в аэропорту
В Правовой службе Ассоциации туроператоров России рассказали о том, кто виноват и что делать в ситуации транспортного коллапса, которая возникла недавно в России в связи с, мягко говоря, неблагоприятными погодными условиями.
Туристы, а также туристические агентства хотят выяснить свои права в той ситуации, когда изменяются сроки поездки или же путешествие вовсе отменяется, получить внятные ответы на вопросы о порядке работы аэропортов, туроператоров и авиакомпаний, и кому из них нужно в сложившейся ситуации направлять рекламации.
Туристы, которые выезжают за границу по туристическим путёвкам, уверены в том, что ответственность за их путешествие лежит исключительно на туроператоре, который создал данный тур. Оператор, по мнению многих, обязан отвечать за поездку в буквальном смысле этого слова «door to door». Фундаментом такой уверенности туристов является закон «Об основах туристской деятельности в РФ». А именно статья №9, в которой говорится: «Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги)».
Но не стоит думать, что пресловутая статья №9 ограничивается исключительно приведённым выше постулатом. В ней также говорится, что «туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо».
Бунт в «Шереметьево»:
Федеральные законы и другие нормативные правовые акты РФ говорят о том, что Воздушный кодекс России всю ответственность за перевозку пассажиров возлагает на авиакомпанию, невзирая на то, какой это рейс – чартерный или регулярный.
Каждый авиаперевозчик обязан доставить своих пассажиров в пункт назначения, и желательно проделать это не так, как в одноимённом мистическом триллере. Если пассажиры пребывают в пункт назначения несвоевременно, авиаперевозчик обязуется выплатить им неустойку. При этом сумму подобного штрафа нельзя назвать маленькой. Однако согласно статье 795 ГК РФ, авиакомпания освобождается от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств в том случае, если ей помешали сделать это форс-мажорные обстоятельства.
Какова же трактовка наступивших событий в московских аэропортах?
Безусловно, невыносимо сложные погодные условия, которые привели к обесточиванию «Домодедово» – это обстоятельство непреодолимой силы, повлиять на которое не в силах ни одно даже самое могучее российское ведомство. Но разве можно назвать форс-мажором бездействие авиакомпаний, которые бросили пассажиров на произвол судьбы в тёмных залах аэропортов, отговорки в стиле «у нас нехватка антиобледенительной жидкости» и бойкую торговлю в магазинах аэропортов питьевой водой по полтыщи за бутылку?
Можно ли отказаться от авиабилета?
Если авиакомпания отказывается реализовать законное право пассажира прекратить договор перевозки при определённых законодательством условиях, то пассажир может трактовать это, как готовность перевозчика исполнить условия договора надлежащим образом. Даже в создавшихся условиях. В данном случае – это отсутствие авиасообщения.
Авиакомпания не может ущемлять право пассажира на расторжение договора, и это право должно быть удовлетворено на любом этапе. Но нужно учитывать то, что в сложившейся ситуации авиакомпании ссылаются на сложнейшие метеоусловия, в связи с которыми время вылета может меняться абсолютно «безнаказанно». Иными словами, возврат денег за авиабилеты будет происходить исходя из условий, обозначенных в договоре. Тут нужно быть готовым к ограничению тарифа сдаваемых билетов. А тарифы, как это ни прискорбно, бывают невозвратными.
Аэропорты и авиакомпании засудят:
Может ли авиабилет быть переписан на другую дату?
Это будет лучшее решение в данной ситуации, если, естественно, у туриста есть возможность перенести дату вылета. Многие авиакомпании предлагают сами изменить дату вылета и поменять билеты на рейсы, вылетающие после Нового года и Рождества. При этом необходимо учитывать, что переписать билет нужно до начала вылета, выяснив предварительно такую возможность у сотрудников авиакомпании.
Кто же будет возвращать деньги за потерянные отпускные дни?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Если туристу «посчастливилось» стать заложником обесточенного аэропорта, то ни службы аэровокзала, ни авиакомпания не станут компенсировать потерянное время, потому как в данном случае их вины в этом нет. Исковые требования к туроператорам в этом случае также бессмысленны – они уж точно не виноваты в том, что в аэропорту «выбило пробки». «Так кто же виноват?» – не устаёт спрашивать Александр Иванович Герцен. Может, коммунальные службы. Но их также вряд ли признают виновными в срыве вашего отпуска.
Кто же виноват?
Если речь идёт об отмене или изменении вылета, которые связаны с погодными условиями, отсутствием топлива или других необходимых для полёта вещей, то в этом случае турист имеет полное право потребовать компенсацию. При этом можете требовать возмещение не только за утерянные сутки, но и за убытки, которые вы понесли во время ожидания вылета своего рейса, находясь в тёмном аэропорту без еды, питья и информации.
Аэропорты Москвы всё ещё закрыты для полётов:
фото: REUTERS/Михаил Воскресенский
По материалам АТОР, РИА Новости
Написать комментарий