Скандинавский вояж. Часть вторая
Швеция - безумно красивая страна с сочной природой, красными фермерскими домиками, уютными городками и добрыми людьми. Читайте продолжение нашего автомобильного путешествия по Скандинавии
Через Швецию
Конечно, Швеция не только не заканчивается Стокгольмом, а скорее только начинается с него. Как и в России, главные красоты лежат за пределами столицы с той лишь разницей, что самая настоящая шведская глубинка такая же аккуратная и ухоженная, как Александровский сад возле Кремля.
Ночь в кемпинге мы провели в машине, удобно сложив три ряда пассажирских кресел в одно большое спальное место. Volkswagen Caravelle в нашей версии – не совсем машина для путешествий, скорее для экскурсий с друзьями или для других перевозок людей.
Но Volkswagen не был бы самим собой, если бы не предоставлял возможностей альтернативного использования. Поэтому быстро остывающую машину мы могли периодически прогревать автономным обогревателем, а все наши вещи легко разместились в просторном салоне.
Сам кемпинг весьма типичен для Скандинавии. Плата в 205 крон (более 800 рублей) дает вам право занять место на газоне и воспользоваться душем, туалетом и кухней бесплатно. В хозяйственном блоке можно воспользоваться розетками, чтобы зарядить гаджеты. К сожалению, не все производители электроники заботятся об автомобилистах, а потому мы особенно оценили наличие соответствующего устройства в комплекте одной из камер JVC и, разумеется, навигатора.
Так мы смогли развести зарядку разного оборудования по разным источникам питания. Подключение бортовой сети машины к электросети кемпинга – за отдельную плату. Планируя остановку в кемпингах, всегда уточняйте набор предоставляемых услуг, поскольку иногда плата включает лишь место на парковке и туалет, тогда как для пользования душем и кухней могут попросить приобрести специальные жетоны отдельно. Стоимость жетона составляет 10-15 крон (40-60 рублей) за 3-5 минут тёплого душа.
Уппсала (Uppsala) – старинная столица Швеции. В главном соборе находится могила выдающегося шведского короля – Густава Васы, именем которого назван корабль и музей в Стокгольме.
На осмотр собора и центра города можно потратить как полтора часа в экспресс-режиме, так и полдня – зависит от количества располагаемого времени. Здесь передвижение пешком еще более желательно в силу камерности городка.
Мы вынуждены были сократить обзор города до минимума в силу испортившейся погоды и необходимости достигнуть к вечеру города Оре (Are), который находится в центральной Швеции недалеко от границы с Норвегией. Поэтому далее нас ожидало первоклассное шоссе в сторону города Сундсваль (Sundsvall).
В отличие от трассы «Кола», по которой мы в прошлом году двигались на север от Петербурга к Мурманску, шведская дорога на север — Е4 — примечательна превосходным качеством асфальта и изобилует всяческого рода улучшениями: сетки от лосей по краям дороги, ограждение между встречными полосами движения, столбики с отражателями вдоль дороги, удобные площадки для отдыха и разворота. Здесь, очевидно, никто не жалуется на нестабильный холодный климат с частыми переходами через «ноль», а просто строят хорошие дороги на многие годы. Еще один приятный аспект — хороший прием телефона на родине TELE2. Если в Карелиии и Мурманской области покрытие сетей Скай Линк, которые мы тестировали, было очаговое, т.е. вокруг населенных пунктов, то TELE2 в Швеции есть почти везде. По-крайней мере, нам не удавалось попадать в «белые пятна» сети.
Незадолго до города Сундсваль мы сделали две технические остановки — для дозаправки машины и для пополнения запасов провизии. Для заправки мы выбрали Statoil, но это не принципиально — не менее хороши заправки Preem или OK-Q8, да и цены везде более или менее одинаковы — примерно 12 крон за литр дизеля, а бензин на крону дороже. За продуктами питания мы направились в известный сетевой магазин ICA.
Поход за едой — один из лучших способов узнать страну и ее обычаи. Ассортимент ICA очень отличается от привычного московского. Сортов хлеба много, но он очень дорогой (от 11 до 35 крон, т.е. от 45 до 150 рублей); невообразимое количество сыров по разным ценам; любые продукты, особенно в сельской местности, продаются огромными упаковками, чтобы реже ездить в магазин; на ценнике на любые продукты, включая напитки, конфеты и йогурты, указана как цена за штуку, так и цена за килограмм/литр. Люди в магазине не охотятся в спешке за товарами, отталкивая других покупателей, а культурно прогуливаются вдоль полок, тщательно сравнивая ценники или привычно складывая в небольшие корзинки на колесиках ежедневные товары. Кстати, все молочные продукты хранятся не более 5 дней в противовес распространенным у нас пакетам молока Tetra Pak, якобы сохраняющим природное качество молока в течение полугода. Еще один маленький шок на кассе — продавец захолустного магазинчика без проблем пообщалась с нами на английском языке, а покупатели в короткой очереди без тени напряженности на лицах подождали, пока я сбегаю за забытыми в машине деньгами.
Город Сундсваль (Sundsvall), в который мы заглянули следом, оказался вполне обычным шведским городком без особых достопримечательностей, но очень аккуратный и ухоженный.
Мы были там вечером в будни, а потому насладились очарованием безмятежного вечера. Рабочий день здесь в большинстве случаев длится до 5 часов вечера, а в 6 часов центр города уже полупустой.
В городе сохранилось очень много исторических зданий, а в центре нас поразили тут и там разбросанные фигуры драконов в разных обличиях.
Не задерживаясь в этом милом местечке, мы двинулись на запад, к месту нашего ночлега — городу Оре (Are). По пути к нему дорога начинала все больше петлять, обозначая тем самым смену рельефа: равнинная восточная Швеция сменялась горами близ главного горнолыжного курорта страны — Оре.
Оказавшись в Оре, мы не стали заводить какой-либо адрес в навигатор, а просто попросили тетю Галю (так по-свойски мы прозвали наш Garmin) найти ближайший кемпинг. Как мы и думали, в списке без труда нашелся присмотренный нами еще в Москве кемпинг, где мы и остановились на ночевку.
Цель: Тронхейм
Пунктами назначения следующего дня стали гора Орескутан (Areskutan) и город Тронхейм (Trondheim).
На гору мы поднялись по канатной дороге (стоимость - 120 крон или 500 рублей с человека), ведущей прямо из центра Оре.
Высота подъема — больше 1000 метров, а пика на уровне 1420 метров можно достичь уже пешком, по подготовленному для туристов маршруту.
Мы не совсем были готовы к температуре 0 градусов и пронизывающему ветру, а потому, насладившись видами бескрайних просторов, поспешили назад к машине.
По пути в Тронхейм мы посетили красивый и мощный водопад Таннфорсен (Tannforsen) недалеко от Оре, а дальше устремились к норвежской границе.
Снимая водопад, мы немного искупали нашу «экстремальную» видеокамеру в его брызгах, но специально не стали вытирать камеру от капель, чтобы проверить водонепроницаемость. Итог: проблем замечено не было.
По ходу дальнейшего движения дорога становилась все извилистее и сложнее. Сам пограничный переход есть, но машины проходят его без остановки на скорости 30 км/ч. И вот, после контрольного фотоснимка машины, мы оказались в Норвегии. Несмотря на фактически отсутствующую границу, мы не заметили в приграничной зоне смешения машин из разных стран. Шведские номера остались в Швеции, а в Норвегии сразу после границы стали доминировать норвежские.
Из этого наблюдения мы сделали подтвердившийся в дальнейшем вывод — скандинавы предпочитают внутренний туризм и абсолютно довольны каждый своей страной.
Вскоре после границы дорога на Тронхейм опустилась на дно зеленого ущелья и стала петлять вдоль горной речки, поворот за поворотом открывая нам все более волнующие душу пейзажи. О приближении к Тронхейму мы узнали по выезду на дорогу Е6, изобилующую платными участками.
Платные дороги в Норвегии — частое явление. Причин тому целый ряд: высокое качество превосходного полотна дороги, множество сокращающих путь туннелей и мостов, желание снизить до минимума передвижение людей на частном автотранспорте. Платные участки обычно короткие — это самые сложные тоннели. Средняя плата — 20 крон (80 рублей; от 10 до 40 крон для легкового транспорта). Особенность расположения платных участков еще и в том, что во многие города невозможно проехать, не заплатив. Таким образом дополнительно отсекается транзитный транспорт.
Хороший способ сэкономить на платных дорогах и избавить себя от головной боли – своевременная регистрация в системе Autopass (www.autopass.no) . Ассоциировав свою банковскую карту с номером автомобиля, вы сможете платить за проезд автоматически. В противном случае придется либо платить наличными, либо картой, либо по инвойсу, который придет из Лондона на имя владельца машины по прошествии некоторого времени после поездки. Будьте внимательны, несоблюдение правил оплаты влечет штраф 300 крон (1500 рублей).
Парковочные автоматы Тронхейма очень похожи на шведские. Оплата производится монетами или кредитной картой. Стоимость часа парковки — от 15 до 40 крон, но теперь уже норвежских (75-200 рублей). Не платить нельзя — парковщики ходят часто. Здесь же мы впервые увидели электромобиль, который питается исключительно от электричества и имеет размеры меньше, чем Smart.
Позже, в Осло, мы увидели на улице и специальные парковочные места для таких автомобилей, оборудованные электрической розеткой. Такой транспорт набирает популярность в Норвегии, ведь электрокар может передвигаться по полосе для общественного транспорта, владелец не платит за парковку, а электричество намного дешевле обычного топлива.
Сам город Тронхейм известен древним Нидаросским собором (Nidarosdomen; Nidaros – древнее название Тронхейма), который начал сооружаться еще в 1070 году. Это красивейшее творение человеческих рук исторически служит главным религиозным объектом Норвегии и последним пристанищем многих известных личностей страны. Здесь же издревле коронуются норвежские монархи.
Наиболее запоминающаяся часть здания — главный фасад, украшенный десятками скульптур.
В летнее время можно подняться на смотровую площадку, с которой открывается замечательный вид на город, но мы туда не попали. Билеты за один лишь вход в собор — 50 крон на человека (250 рублей).
Недалеко от собора расположен епископский дворец, старый мост и ряд других более мелких достопримечательностей. В летнее время, опять же, можно съездить с экскурсией на остров Мункхольмен (Munkholmen) — остров-крепость в Тронхейм-фьорде.
Но можно и не устраивать забегов по достопримечательностям, а просто погулять по улицам города, получая удовольствие от созерцания интересной архитектуры и общения с людьми.
Ритм этого года, как и большинства других норвежских городов (за исключением Осло и Бергена) неспешен. Здесь чувствуется пусть местечковая, но жизнь, а не сумбурные всполохи деловой активности мегаполиса, которая только пытается сойти за жизнь.
Однако, судя по степени обустроенности, размеренный темп времени нисколько не сказывается на результативности работы.
Кстати, интернет через Wi-Fi здесь доступен повсюду. Есть множество закрытых частных сетей и единая городская сеть, которую горожане искренне считают бесплатной. На самом деле она платная, но местные жители могут пользоваться ею по принципу абонемента и совсем недорого. Туристу же необходимо оплатить доступ кредитной картой. По-настоящему бесплатных сетей нет.
В Тронхейме мы активировали на наших телефонах режим CallBack, созданный для удешевления связи для абонентов TELE2. Подробнее об этом в заметках в конце отчета о путешествии, но главное — минута звонка домой стоит всего 18 рублей.
Вдоволь нагулявшись по Тронхейму, мы выдвинулись на окраину, чтобы побывать в специальном магазине для любителей путешествовать — Biltema. Это оказался огромный магазин, весь напичканный автомобильными аксессуарами. Мы искали преобразователь 12В-220В, чтобы иметь возможность заряжать по ходу движения ноутбук, телефон и одну из камер JVC. По ходу выбора мы снова столкнулись с изрядным благодушием и хорошим чувством юмора норвежских сотрудников торговли. Так же благодушно нас встретили и в местной IKEA, которая оказалась до боли похожа на московскую. Разница лишь в еще больших размерах и максимально дружественном к покупателю отношении.
Кстати, кемпинг под Тронхеймом, где мы останавливались, расположен на самом берегу одноименного фьорда. Как позже мы заметили, это своеобразная "фишка" хороших кемпингов в этих краях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Комментарии