Киев: прогулки по Белому городу
Так уж случилось, что благодаря моей любимой жене мы совершили путешествие в замечательный город Киев. Долой скучные выходные в Москвабаде!
Киев, для путешествующего на поезде, не дальше Санкт-Петербурга – ночь на поезде. Садитесь с Киевского вокзала около 21 часа по московскому времени, а на киевский перрон сходите в 9 утра по украинскому.
Уже на подъезде к городу поражают красивейшие дубовые рощи. Стоит ли объяснять, что значит это дерево для чтящего веру Предков? Немудрено, что в таких чудных местах основали один из древнейших русских городов. Вообще, дубов в Киеве очень много. Порой они достигают больших размеров. Поезд пересекает Днепр, в этом месте не уступающий по ширине Волге. Посреди Днепра есть несколько островов с растительностью. Мне кажется, раньше они были больше. На одном из них, Хортице, некогда располагалось языческое святилище. В ходе этой поездки увидеть Хортицу нам не пришлось.
Мы устроились в гостинице «Верховина», что находится на ст.м. «Житомiрська». Это красивое двухэтажное здание в стиле шале. Несмотря на это, интерьеры украшены резьбой в старинном русском стиле. Повсюду виден перунов цвет или перуново колесо. Окна номера выходят на красивое озеро, на противоположном берегу шумят корабельные сосны. Увы, совершенно не было времени добраться до них.
Осмотр достопримечательностей столицы Украины мы начали со ст.м. «Университет». Нужно сказать несколько слов о метрополитене. Там всего три ветки, которых уже маловато для 2600 тыс. жителей (по состоянию на 2004 г.). Потому в метро постоянная толчея, хотя после московской привыкнуть нетяжело. В метропоездах меньше вагонов, чем в московских составах, и меньше сидений. Зато в каждом вагоне установлены телеэкраны, на которых крутят новости, объявления и анонсы передач. Расстояния между станциями небольшие, не устаёшь ехать. Что касается наземного транспорта, то он хорошо развит. Можно легко доехать куда нужно. Отдельно остановлюсь на ценах. Удивительно, проезд на метро стоит 50 копiйок (3 рубля), а на автобусе 1 гривня 50 копiйок (9 рублей). Не сравнить с московскими, не так ли?
На улицах почти нет чурок и бомжей. После Москвабада это просто удивительно. За три дня встреченных чурбанов можно по пальцам перечитать. Бомжей побольше, особенно в местах скопления церквей.
Одна из самых главных достопримечательностей Киева - это множество красивых девушек. Настоящий Белый город для Белых людей!
Рядом с метро «Университет» находится собор святого Владимира. Красивое сооружение с интересными фресками. Посмотрел с удовольствием.
Владимирский собор.
Дальше по улицам, мимо Оперного театра к Золотым воротам. Это всё, конечно, красиво, но меня в первую очередь интересовала дохристианская история Киева, и объекты, с ней связанные. Золотые ворота – это реконструированный въезд в город XI века. Понятное дело, что тогда город сильно уступал нынешнему в размерах. И как раз в том месте была крепостная стена с воротами. Судя по их размерам, там легко могли разминуться две телеги, и ещё бы место осталось. Однако ж сейчас затеяли реставрацию; из-за строительных лесов почти ничего не было видно. Тем не менее, можно оценить масштабы крепостной стены. Это что-то! Обязательно надо посмотреть на Золотые ворота, когда реставрация закончится. Рядом с этим памятником находится одноименная станция метро. Она выдержана в стиле Киевской Руси. Стоит взглянуть.
Ветрана проверила фотоаппарат на сером здании, на что проходящий мимо мужчина заметил, что это местное КеГеБе, и фотографировать его никак нельзя. Долго думал, но так и не понял, почему нельзя. Неподалёку от логова жовто-блакитной «кровавой гебни» находится другое чудо архитектуры – София Киевская. Это храмовый комплекс с надвратной колокольней. Она-то и является главной достопримечательностью. Высокая, стройная, красивая. Построили её ещё при Ярославе Мудром, но затем перестроили, по-моему, в XVIII веке. Мы полезли на самый верх. Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге до неё далеко. Вниз поглядишь с верхотуры – ноги подкашиваются. Кое-где на стенах оставлены образцы старой кладки, чтобы желающие могли себе представить, как объект выглядел до реставрации. В храм, стоящий в центре архитектурно-исторического заповедника, я не пошёл, а зря. Говорят, там сохранились фрески XI века, а также граффити (т.е. надписи, оставленные обычными людьми) того же времени.
София Киевская
София Киевская расположена на площади Богдана Хмельницкого, откуда мы двинулись в сторону Михайловского Златоверхого монастыря. На прямой улице, что соединяет эти два объекта, расположены крайне любопытные памятники. Во-первых, это Збручский идол. Стоит себе меж кустов, очень мило. А, во-вторых, это памятник княгине Ольге. Она грустно глядит куда-то вдаль в окружении апостолов. Михайловский монастырь построили совсем недавно. Потому он выглядит чудно и аляповато. Не понравился совсем, даже внутрь заходить не стали.
От фуникулёра свернули на Десятинную улицу, и вышли на Андреевский спуск. Не стали на нём останавливаться, а пошли дальше к раскидистой липе огромных размеров. Говорят, ей три сотни лет, а то и больше. Рядом зелёный забор, за которым ведутся раскопки Десятинной церкви. Это одна из первых церквей на Руси. Конец ей пришёл в 1240 году, когда стенобитные орудия татар сокрушили стены вместе с остатками мирного населения и ополчения, запершегося внутри. Поглядеть на территорию раскопок удалось только через дырку в заборе. Видны раскопы и остатки кирпичной кладки, но что там ниже – не видать.
Вид на город с обзорной площадки
Рядом находится раскопанное капище. Да, да, именно оно, знакомое нам по многочисленным иллюстрациям. Однако по описанию Б.А. Рыбакова я представлял себе иначе. И по форме, и по размерам. На капище видны следы свежего угля, будто там горел огонь. Есть мнение, что киевские язычники проводят там свои обряды. Подле капища стоит Национальный Исторический музей Украины. К его стенам прислонены какие-то тюркские идолы, а также весьма интересный каменный чур без головы, но с двумя явными особенностями: в руке он держит питной рог, а на поясе у него висит меч. Обычно с рогом в руке изображали Велеса, но почему тут меч? Кто бы это мог быть, друзья? Где-то неподалёку в моём ЖЖ должны быть фото и видео записи этого и других мест.
Тут же можно увидеть остатки оборонительных валов и княжеского дворца. Музей мы посетили на третий день нашего пребывания в Киеве. Смотрели быстро, потому что нужно было спешить на поезд. Решили посмотреть экспозицию Киевской Руси. Я-то думал, что здесь должно быть что-то особенное, коли это и есть родина находок. Однако экспозиция весьма жиденькая. Много украшений и остатков керамики со следами глазури. Чуть-чуть Хазарского каганата, чуть-чуть монголо-татар. Очень понравилась диорама «Киев IX-XI вв.». Словами не объяснишь, это надо увидеть – весь древний Киев у вас перед глазами.
Уже перед уходом увидел странную скульптуру и попросил бабушку-служительницу истолковать увиденное: человек в воинских доспехах с мечом и щитом попирает ногой чура с шипастой собачьей головой. В ногах у попирающего сидит заросший человек, весь в волосах с огромной бородой. Он тянется к поверженному чуру.
Как вы уже, наверное, догадались – это князь Владимир попирает языческих идолов. А язычник пытается его защитить. Памятник выглядит так же мерзко, как и неисторично. Оказалось, что это проект памятника, который намереваются поставить в Киеве. Будто без него мало памятников Владимиру! Куда не плюнь, попадёшь в него.
Второй день расстроил нас плохой погодой. Шёл мелкий дождик, морось какая-то. Поехали к МАУП, где стоит памятник Святославу Хороброму. Жалко, что памятник такому человеку стоит в захолустье, а изображениями его непутёвого сына утыкан весь город. Затем отправились в Пирогово. Это этнографический музей наподобие Малых Карел под Архангельском, где собраны различные постройки. Место, безусловно, интересное и красивое, но долго мы там бродить не стали. Наверное, из-за погоды. Лично мне Малые Карелы понравились больше. Надо съездить в Суздаль. Там, вроде бы, тоже есть подобный музей.
Этнографический музей Пирогово.
На третий день, воскресенье, у нас запланирована Киево-Печерская Лавра, Мемориальный комплекс, посвящённый Великой отечественной войне и посещение Исторического музея (о нём я писал выше). Лавра – это огромная территория с храмами разного калибра, духовными училищами, хозяйственными постройками и прочим. Фактически, маленький городок в большом Киеве. Естественно, что это место до отказа набито верующими. Интересная особенность: у нас не женятся в воскресенье, в отличие от Украины. Нам встретилось много свадеб, некоторые венчались в этот день.
Один из храмов Киево-Печерской Лавры
Улица Киево-Печерской Лавры. Зашли в один из храмов посмотреть фрески. Забавной показалось одна из них: нарисована красная капля, на верхней (узкой) части которой изображена еврейская шестилучевая звезда, а на нижней (широкой) – христианский крест. Сразу понятно, что откуда вытекает. В Лавре похоронены многие знаменитые люди, в том числе и Пётр Столыпин.
Наверное, Лавра больше интересна верующему в Христа, чем мне – нехристи. Тем более, сразу после прохода надвратной церкви появляется давящее чувство, которое со временем всё усиливается. Хочется убежать куда-нибудь подальше. Но всё-таки мне очень сильно хотелось посмотреть пресловутые пещеры под монастырём. Действительно, туда есть экскурсия. Вместо билета выдают подкрашенные свечи, которые являются одновременно входным билетом и осветительным прибором, ибо внизу нет освещения.
К нашей группе прикрепили молодого послушника (на самом деле мне неизвестен его сан) Виталия, нервного молодого человека. Он рассказал об истории монастыря. Оказывается, в 1054 году монах Антоний вырыл здесь первую землянку и положил начало монашеской братии. В общем-то, слово «печера» в названии Лавры и означает - «пещера». По словам Виталия, традиция христиан закапываться в землю повелась из Египта и Иудеи, где мало дерева как строительного материала, а в одиночку трудно изваять каменный храм. Особенно экскурсовод остановился на том факте, что князь, чьи охотничьи угодья находились аккурат на месте Лавры, разрешил монахам жить только в норах, как зверям, ибо это был своеобразный заповедник. Чувствуется, что Виталия такой расклад возмущает, хотя мне он не кажется чем-то особенным, учитывая строгость тогдашнего земельного права. Вспомнить хотя бы убийство Люта, сына воеводы Свенальда, князем Олегом Святославичем, когда Лют нарушил границы охотничьего урочища. Причём, княжич знал кто перед ним, и всё равно убил. Что уж говорить о бомжеватых монахах?
Со временем монахи-диггеры сделали там целый подземный город. Ныне к осмотру доступен только небольшой участок. С основателем Антонием получилась такая некрасивая история. Передаю со слов экскурсовода. Когда Антоний понял, что умирает, он сказал братьям – не отпевайте меня и не трогайте моего тела. С этими словами он удалился в дальнюю пещеру и тотчас же за ним рухнул потолок, отрезав от мира. Братья кинулись его откапывать. Вдруг вспыхнул «божественный» огонь и сжёг их. Вот тебе и христианская любовь. Некоторое время никто не хотел повторить судьбу жаренных братьев, но вот снова решили раскопать Антония. На этот раз их залило водой. По свидетельству советских учёных, проводивших там раскопки, почва действительно была опалена огнём и залита водой. Вот монахи и считают, что всё было на самом деле по божественному замыслу. Странно, вот мне кажется, что Антоний и тем более христианский бог не при чём. Смотрите сами: после того как произошёл обвал, могли образоваться трещины в почве, через которые из глубин поднялся природный газ. Первая партия откапывателей наверняка не копала не в темноте, а со свечами или факелами. Газ вспыхнул, сжигая несчастных. Со второй партией копателей похожая история. Рядом Днепр. Раньше он был ещё шире, чем сейчас. Что мешало подземным водам пройти по туннелям и смыть монахов? В общем, ищут чудо там, где его нет.
Итак, мы подошли к путешествию по туннелям. Спустились по узкой лестнице вниз. Туннели облицованы на современный лад, но кое-где оставлены образцы аутентичной каменной кладки. Коридор очень узкий, там с трудом разойдутся два взрослых некрупных мужчины, но высокий, около двух с половиной метров. Как я уже говорил, нет верхнего освещения, только свечи в руках страждущих. Я видел лампы, вмурованные в стены, но они не горели. Видимо, использование свечей даёт эффект таинства, да и к тому же спёртый воздух, пропитанный ладаном действует на мозги отупляюще. Самое оно для принятия «благодати». Просмотру открыты несколько коридоров, именуемых улицами. Они пересекаются между собой, приводят к гробницам и подземным храмам. Если вы представили себе Мориа Дж. Р. Р. Толкиена, то спешу вас разочаровать – это путешествие внутри одной большой могилы, со всеми вытекающими последствиями для человеческой психики. По стенам коридора расположены полукруглые окошки – это отверстия, через которые в нишу помещался труп. Из-за экономии места через два года труп вынимался обратно, разбирался на косточки, тщательно промывался и аккуратно складывался в другую нишу. Это не Юго-Восточная Азия с её шокирующими ритуалами, это исток Православия! Эти косточки также выставлены на всеобщее обозрение. По-моему, тогда на происходящее адекватно отреагировал только я, да ещё маленькая девочка, которая зафукала, заплевалась, попросту испугалась. Все уговоры мамы, что это-де святой человек, ей были по боку. Я, конечно, не плевался, но мне было отвратительно разглядывать то, что делают с человеческими телами. Все остальные, видимо, ловили «благодать». Наверное, чувствуя свою смерть, Антоний не желал, чтобы братия мучила его кости, перекладывая их с места на место, тревожа дух.
Порой встречались ниши в стене, будто боковые полки в плацкартном вагоне (только нижняя, без верхней). Там стояли стеклянные гробы с трупами, прикрытыми одеждой, которая полагалась покойному по статусу. Часто экскурсанты прикладывались губами к гробам, что-то выпрашивая. Мы прошли в трапезную, но и там на столах стояли гробы с телами. Это очень страшное и мерзкое место. Откуда-то из темноты возникли древние старухи, тихо прошли мимо и канули во мрак. Фильм ужасов просто.
Я заглянул в одно ответвление, где в небольшой комнатке стоял очередной гроб. И чуть было не уронил свечку, когда вдруг из темноты блеснули два глаза. Там сидело существо, видимо, женского пола в страшных лохмотьях. Она сидела в углу без звука, в абсолютной темноте, окружённая мертвецами, и молилась. Чему можно молиться в таком месте?!
А ещё там были камеры монахов-затворников. Это маленькая комнатка, в которую монахи замуровывают своего собрата, оставляя небольшое отверстие для воздуха и пищи. Питание там трёхразовое, т.е. еду и просвирки (пресный хлеб) дают три раза в неделю. Если какое-то количество времени затворник не брал пищу, то келью размуровывали и проделывали с трупом вышеописанные манипуляции. Я думал, но так и не понял, зачем нужно подвергать себя нечеловеческим пыткам добровольно. Зачем нужно пренебрегать естественным: Солнцем, небом, деревьями, вкусной едой, женщинами и всем остальным? Ради чего? Кто-то скажет: ради райской жизни. А вот вам райская жизнь: перед входом в пещеры изображён Страшный суд. На самом верху картины – Царствие Небесное. Оказывается, это такой же монастырь, только побольше и покрасивее. Спрашивается, стоит ли оно того? И вот ещё. Неспроста такая картина помещена над пещерами. А вдруг эти пещеры – тренажёр Ада? За какие же прижизненные грехи эти «святые» люди чувствовали необходимость мучить себя до смерти таким способом? Как обычно, вопросов больше чем ответов. Но одно мне стало ясно как никогда: это храм смерти; это религия, которая ставит смерть и муки во главу угла. И прикрывает всё это сладкими словами о чудесной загробной жизни.
Я вышел из пещер как вернулся с того света. Ужасное ощущение. Всё грелся на солнышке, пытаясь сбросить с себя ужасное мерзопакостное ощущение могилы.
Дальше было лучше и веселее. Внизу лежал чудесный синий-синий Днепр в ярких лучах Солнца, а впереди холм венчала статуя Родины-Матери. Кто-то скажет, что Родина-Мать стоит в Волгограде и будет прав. Но здешняя статуя называется точно также. Рядом с ней парк с двумя экспозициями военной техники: Второй мировой войны и Афганской войны. Очень сильный памятник Героям Днепра. Мощь, сила и отвага, воплощённые в камне. Смешные разукрашенные танки и играющие на них дети. Ощущение радости и жизни, так сильно контрастирующее с тем, что я только что пережил.
Воскресным вечером мы спустились по Андреевскому спуску. Это местный Арбат. Он не уступает ему ни в размерах, ни в наполненности всякой всячиной, полезными и бесполезными вещами.
Андреевский спуск
Покидая Киев, хотелось бы верить, что мы туда вернёмся жарким летом, когда заработает Гидропарк – любимое место отдыха киевлян. Можно будет пройтись по тенистым улочкам, поесть мороженного в уличном кафе.
Жди нас, Киев!
А из окна нашего номера видно швейцарское озеро! :)
Другие фоторепортажи о Украине
Материалы по теме:
12 августа 2008, 15:41
Комментарии
В Киев надо ехать. Лучше всего в мае. Там цветут каштаны, сирень и оооооочень красиво
Молодец, здорово написал! От рассказа про "катакомбы" у меня аж комок в горле встал.
Жалко что фотки в таком маленьком разрешении повесил - всю красоту разглядеть не получается!
А вот насчет убийства Олегом Святославичем сына Свенельда - готов поспорить - там ведь пересечение границы было лишь поводом, в реальности это было чисто политическое убийство.
Очередной раз понял что в Киив сьездить надо обязательно... И на недельку хотя бы, а то сам знаешь что за пару дней только по верщкам можно побегать.
Сильный рассказик про пещерки!!! :))) Реально как фильм ужасов! Не пойму, как археологи спустя несколько сот лет смогли определить, что братьев сожгли а других залили? Мало ли - могли факел просто на землю положить, спустя 500 лет нашли золу... Фигня все это! А Киев действительно уютненький город. Мне понравился.
Очарование Киева кроется в его многогранности. Широкие проспекты с монументальный архитектурой соседствуют с заброшенными, заросшими, потерявшимися во времени улочками. На центральных площадях проводятся многотысячные митинги, а на «лысых горах» собираются на шабаш ведьмы. По улицам разъезжают навороченные «хаммеры», а во дворах и огородах свободно бегают петухи и куры. И в каком еще городе можно встретить такое обилие православных храмов и необычных готических домов-замков? Киев кажется таким знакомым, но постоянно открывается с новой стороны. И чем больше ты бродишь по его известным и неизвестным улицам, тем больше удивляешься. И этому, кажется, нет предела.
шикарный отчет и не менее классные фото )) ну как обычно))