Кольские записки (продолжение)
Концепция нашего путешествия была, пожалуй, достаточно смелой: это было, так сказать, путешествие «три в одном»: во-первых, мы планировали побывать в Кейвах – возвышенности в центральной и восточной частях Кольского полуострова, затем сплавиться по реке Поной, и, наконец, завершить путешествие осмотром Терского берега моря. Хватит ли у нас времени мы не знали: в итоге его действительно несколько не хватило, и пребывание на Терском берегу получилось сокращенным. Впрочем, оказавшись в этих потрясающих местах мы поняли, что берег Баренцева и Белого моря заслуживает отдельного похода, продолжительностью, так, месяца два.
Кейвы – горы невысокие (максимальная высота составляет 360-390 метров), однако там есть, что посмотреть. Если другие горы Кольского полуострова – Хибины – считает своим догом посетить каждый, кто ходит с рюкзаком за спиной, Кейвы незаслуженно обделены вниманием туристов. Основная причина этого – труднодоступность. С Кейвами не существует регулярного транспортного сообщения и наиболее распространенный путь туда – из города Апатиты – занимает либо неделю довольно тяжелого пути пешком, либо, уж, как повезет, если пользоваться попутным транспортом.
В Кейвы существует старая дорога от поселка Октябрьский, проложенная еще зеками (так называемая 509-я стройка) – как ни странно, она до сих пор находится в довольно приличном состоянии. Транспорт по ней ходит: ездят геологи, ездят рыбаки. Однако, расписания движения, конечно, никакого не существует – и путь на грузовиках и вездеходах, если не повезет, может занять недели две. Мы с Димой уже привычны к передвижению с тяжеленными рюкзаками, так что мы решили никого не ждать и пошли пешком.
Поной, река протекающая через значительную часть полуострова, достаточно удачный маршрут, чтобы начать знакомство с Кольским. К сожалению, передвижению по Поною сопутствует ряд трудностей. Во-первых, это пограничная зона на берегу Белого моря, которую то снимают, то назначают вновь. Во-вторых, Поной – это сёмужья река, что обеспечивает неизбежные трудности с рыбинспекцией и ГИМСом. Перечисленные факторы, а также трудная заброска, не позволяют Поною стать популярным водным маршрутом: например, этим летом, по словам местных, реку посетило всего около четырех туристических групп.
Однако, в этом, несомненно, есть свои плюсы. Мы с Димой любим безлюдные места. Если вы хотите на пару недель почувствовать себя словно на другой планете, где нет ни одного человека – то добро пожаловать в Кейвы. Да и на Поное временами чувствуешь себя в абсолютной глуши. В общем-то не так уж и много их осталось, таких мест: относительно доступных (не Якутия какая-нибудь), где было бы так мало народу.
День 2-й, 6 июля, пятница
Рюкзак-монстр
Поезд, в котором мы едем, имеет прицепленный к нему зековский вагон. На станциях Петрозаводск и Медвежья Горка к поезду подъезжает бронированная милицейская машина с включенными мигалками, по сторонам идут милиционеры с автоматами в руках. Сам процесс высадки зеков сфотографировать не удалось – запрещают снимать, так что получилось фото только издали.
Мы сидим в поезде, изнывая от жары и скуки и тянем апельсиновый сок со спиртом. Надрывается поездное радио, изливая на нас потоки отечественной попсы. Песня «Пьяная вишня» наводит нас на мысль, и мы развиваем теорию, что все песни – это, на самом деле, замаскированные песни про спирт. Стоит только чуть-чуть изменить слова, и это становится явным. Например, песню «Девушкой своею ты меня назови» следует петь так:
Спиртика бутылочку в поход захвати,
А потом наверни, а потом вломи!
Станут нипочем буреломы тайги,
Комары и мошка,
Холода и дожди.
Продолжение: http://timewind.livejournal.com/245224.html
Начало: http://timewind.livejournal.com/243118.html
Здесь и далее все фотографии (c) Дмитрий Арбузов. Любое использование возможно только с предварительного разрешения автора.
Комментарии