Непал, как много в этом слове для сердца русского слилось!
Непал, как много в этом слове для сердца русского слилось. Намастээ! Впервые я прилетел в Непал в 2003 году (Леонид Мач, фото путешествие в Гималаи)наберите в поисковике, если интересно. Прошло пять лет, страна изменилась, прогрессом это назвать я не решаюсь, но автомобилей и мотоциклеток на улочках Катманду стало больше и укорачиваться от них стало тяжелее. В Непале фотограф на фотографе сидит, фотографом погоняет, поэтому, дабы не перенапрягать спину, зеркалку я в путешествие не взял, специально для путешествия приобрёл Canon PowerShot G9.
Народ телевеки, штативы тащит, а я приехал ноги размять, жирок растрясти и пофотать в своё удовольствие. Когда несёшь тяжёлую аппаратуру, возникает ощущение, что ты кому-то что-то должен. В Непале я не на работе и никому ничего не должен. Постоянно помню процитированную кем-то выдержку из непальского закона: «Если водитель сбил на смерть человека и при этом не виноват, от уголовной ответственности он освобождается, но оплачивает дрова на кремацию потерпевшего».
Приезжих, в основном молодёжи, больше, музыка громче. Да и я стал старше и, наверное, зануднее. Благодаря недавним событиям, приезжих всё же меньше, чем должно было бы быть. С победой маоистов на улицах исчезли воинские патрули, сняли блок пост с танкеткой на выезде из аэропорта. Доброжелательные по непальски, полицейские в сером камуфляже и деревянными палками вместо наших отечественных резиновых демократизаторов. Недавно на улицах Катманду, эти самые полицейские, этими самыми палками разгоняли демонстрации тибетских беженцев. Красные флаги, серп и молот. Родное в чуждом русскому глазу пейзаже города Катманду.
Чегевара - из всех лидеров мирвого коммунистического движения непальцы выбрали самого положительного, ничем себя незапятнавшего команданте Че. Марксизм – ленинизм, развитый великим Мао, выглядывает из под всей этой многонациональной пестроты, густо замешанной на буддизме – индуизме, как то с краю и как бы из-под тишка. А так всё по-прежнему, естественный запах большого города забивается благовонными дымами ароматных палочек, на обезьяньем холме переругиваются обезьяны, мелодично, гудят автомобили, в удлинившихся за пять лет автомобильных пробках.
Автобус в сторону Покхары, через перевал. Блок посты разобраны, только иногда видно полицейского, мирно выглядывающего из своей будки. Открыл окно, щёлкаю придорожные сюжеты. Увлёкся, хорошо, что Д5 дома оставил, с мыльницей ловчее. Сам Картье Брюссон снимал Лейкой, Canon PowerShot G9 напоминает Лейку. В 2003 ем я таскал Пентакс 6 на 7, штатив. Отснял сорок плёнок, сделал календарь, в который вошло 13 кадров, ткнулся в журналы, оказалось, что по Гималаем полно отличных фотоматериалов.
Все эти ступы с горами и флагами, яки с обезьянами, носильщики с тюками ужасно замылены. Что снимать? Тогда выручил «рыбий глаз», снимал по возможности против солнца, получилось оригинально, но, через пять лет, повторяться, желания нет. У нас на руках пермиты, государство берёт под свой контроль передвижения иностранцев по территории, раньше платили деньги прямо на тропе, на пропускном пункте. Теперь оформлением всех документов для треккинга занимается непальская тур фирма. На тропе сплошная вереница туристов со всего мира, носильщиков и ослов. Тропа больше похожа на дорогу, только местами она сохранила вид и прелести непальской горной тропы.
В каждой лоджии спрашиваем чанг, местный слабоалкогольный напиток из риса. Но чанг напиток высокогорный и пьют его на высотах не раньше, чем на 3000 метрах. Предлагают рокси – сильно разбавленный самогон с резким сивушным душком, но это не то. В каждой деревне маоистские флаги, серпы с молотами. «Хочешь жни, а хочешь куй, всё равно получишь …». Каждый раз хочется спросить по непальски встречного носильщика: «Что, наши уже в городе?» Почему-то вся эта коммунистическая символика воспринимается как игра. Может потому, что физиономии Лукича не видать?
На подходах к Манангу появился чанг - жизнь наладилась. Пива и дома выпьем, хотя Туборг, Эверест, Сан Мигель и Непал Айс – пиво местного розлива, вполне достойно дегустации, если не сказать большего. Вместе с чангом появились снежные горы. Манаслу, гребень Аннапурны – теперь мы в настоящих Гималаях. Монастыри, традиционные молитвенные флаги, как встарь. Тропа приобретает свой настоящий вид, народу меньше, впереди перевал Таранг – Ла. В одной из лоджий на стене портрет короля с супругой - здесь хозяйничают монархисты. Тропа через перевал, в Мухтитанг. На монастырской ограде колючая проволока.
Хоть и не имею малейшей симпатии к буддизму, не могу я простить им непочтительного отношения к кошкам, но тибетцев жалко. В коммунистический Китай им возврата нет, в Непале их загнали в высокогорье, почти в снега. Пришли в Джомсом, переночевали и на самолёт в Покхару. Хороший город, озеро, лодки, купание, ресторан на берегу. Музей альпинизма, где мы провели пять часов, включая обед в ресторане.
Что ещё рассказать про Непал? Хочется верить, что эта маленькая страна найдёт свой путь в современном мире, и мы сможем сюда вернуться. Встретить на тропе совершенно незнакомых людей и улыбаясь, произнести нараспев: «Намастээ" Ниже, в отзывах, привожу свой рассказ о путешествии в Непал 2003 года. Первое впечатление всегда ярче, компания была в 1000 раз лучше, я был на пять лет молорже.
Комментарии
Классно пишите - тнтересно так и легко... я зачиталась...