Непал. Глава № очередная: Обезьяний храм.
В прошлый раз я закончил свой рассказ на том, когда мы отправились к Сваямбунату. Но прежде, чем я выложу несколько фотографий сделанных там, верну ещё один должок – расскажу, о чём обещал рассказать в прошлый раз. Итак:
Часть 5-ая: Кухня.
Во-первых: те кто боится пробовать всё новое, могут быть спокойны. В Непале без проблем можно найти традиционную для европейцев пищу. Однако, один из немаловажных аспектов путешествия в незнакомую страну, по которому, в том числе, складывается впечатление о стране, это местная кухня. Ну, посудите сами, как можно, побывать, скажем, в Германии и не попробовать свиных ножек с капустой, или баварских сосисок с баварским же пивом, будь ты хоть трижды вегетарианцем и трижды трезвенником. Это же просто кощунство. Добрый человек так не поступит.
Мой обзор не в коей мере не претендует на полноту. Это, в общем-то, и не обзор никакой. Уместнее бы было назвать «Впечатления от сожранного». То есть рассказываю о том, что сам попробовал, и что понравилось.
(такое вот меню одного из ресторанов в Покхаре)
Итак, еда:
Уже упомянутые мной Момо – своего рода пельмени, приготовленные на пару. Бывают с разными начинками: с мясом буйвола (считайте, что с говядиной), со свининой, с куриным мясом, вегетарианские с овощами, с картошкой, с яблоками. Подаются с чили соусом, яблочные подаются с мёдом. Не пробовал только со свининой. Была информация, что свининой там можно сильно потравится. Не знаю, так ли это, но проверять не стал. Все остальные момо весьма рекомендуются.
Бывают они ещё обжаренный с одной стороны, или с двух.
Тукпа – такой густой суп. Бывает куриным, буйволиным или вегетарианским. Свежую капусту слегка припускают в заранее приготовленном насыщенном бульоне, чтоб она оставалась хрустящей. Затем в бульон добавляют мясо или овощи. Бывает немного острым, зависит от места, где приготовили. Но вообще, вся непальская кухня более острая, чем наша. Поначалу это непривычно, потом уже и не можешь есть по-другому. Я вот даже сейчас всю еду засыпаю перцем или поливаю «Tabasco», тем, что самый острый.
Спринг роллы – пирожки в виде роллов из слоёного теста с начинкой из овощей и мяса. Заказывать меньше 2 порций не рекомендуется. Во всех ресторанах и кафе заказанное блюдо готовят при вас. Как только вы его заказали, так его и начнут готовить. Никаких замороженных полуфабрикатов. Посему, время ожидание заказа не маленькое. Прождать больше часа вполне реально. Так что, если вы, съев порцию спринг роллов, захотите ещё (а вы непременно захотите) то ждать вам ещё час.
Дал Бат – традиционное непальское блюдо из риса (дал) и чечевичной похлёбки (бат). Представляет из себя большую тарелку с рисом, и мисочки поменьше с разными добавками к рису. В простейшем случае добавка только одна – бат. Но для туристов обычно готовят более разнообразный вариант – добавляют ещё мисочки с разными овощами, с чем-то наподобие сметаны, иногда с кусочками курицы. Местные это едят руками. Туристам дают вилку. У Дал Бата есть одна интересная опция – если его закажешь, то добавку получаешь бесплатно (по крайней мере, рис и чечевицу), пока не наешься.
Яблочные пироги – вынесу в отдельный пункт. Если будете идти кольцо Анапурны или Джомсом трек, то будете проходить селение под названием Марфа. Как гласит плакат при входе, это яблочная столица Непала. В самой Марфе и в близлежащих селениях рекомендую заказать яблочный пирог, который в некоторых местах испекут прям при вас, и свежевыжатый яблочный сок. Вообще, выпечка, невероятно вкусная во всём Непале, но в горах, в сочетании с вкуснейшими яблоками – это что-то вообще особенное.
Напитки:
Чай – есть множество сортов. Чай вполне приличный. Есть экзотические для европейца сорта, как-то имбирный чай, например, или молочный чай – имеется в виду сладкий чай с молоком и специями.
Кофе. Если вы любите кофе – не пейте его в Непале.
Ласси – молочно-кислый напиток. Бывает чистый или с добавками свежих соков – ананасовый ласси, банановый, яблочный, и т.д. Так как я с недоверием отношусь к незнакомым молочно-кислым продуктам, я это не стал пить. Но многие просто в восторге.
Фанта. Я не шучу. Она там есть, и она отличается от нашей. Впечатление, что она сделана не из концентрата, хотя точно сказать не могу. Тащить концентрат в такую даль, видимо экономически не выгодно, тем более что там кругом растут апельсины – только руку протяни. В общем, я пил её с удовольствием, хотя нашу пить не могу. Но, всё же, не всем она нравится.
Свежевыжатые фруктовые соки – не буду комментировать.
(а это ваш покорный с. в одном из уличных кафе Покхары с маленькой кружочкой свежевыжатого ананасового сока)
Алкоголь:
Виски – местный виски, это дрянь, которую пить нельзя.
Ром «Кукури» - а это, как не странно, очень даже приличный напиток.
Яблочный самогон – гордо называется «яблочным бренди». Производится в той же Марфе и разливается в бутылки с неказистыми наклеечками. Многие его хают. А по мне, так вполне приличный напиток, особенно в сравнении с местного производства виски.
Пиво – пиво там хорошее. Есть местные сорта, а есть и европейские, сваренные по лицензии (Tuborg, Orange boom). Из местных больше всего понравились Nepal Ice и Everest. Всё в бутылках по 0.65, меньше не бывает. В ресторанах можно попросить одну бутылку на двоих и два стакана – это воспринимается нормально.
Кафе и рестораны:
Всех не упомнишь. Расскажу лишь о тех, что запомнились больше остальных.
В Катманду (в Тамеле):
Ресторан «Yak». Место очень демократичное (читай – даже по непальским меркам дешёвое) с отличной кухней. Спринг роллы здесь рекомендуются особенно. А впрочем, всё что ни закажете, будет хорошо.
Кафе «Pumpernickel». Узнали мы о нём благодаря отчёту о поездке в Непал жж юзера [info]martinadm. Отчёт был найден на форуме Винского и привлёк внимание во-первых схожей с планируемой нами программой поездки, а во-вторых, ну больно здорово он написан оказался. Оторваться от чтения было не возможно. Сам отчёт нам оказался весьма полезен. За что, пользуясь случаем, хочется поблагодарить [info]martinadm. А само кафе оказалось настолько хорошим, что практически каждое утро в Катманду начиналось у нас с завтрака в нём. Выпечка и сэндвичи с омлетом или тунцом там – наивкуснейшие.
В Покхаре:
Ресторан «Rainbow». У этого места один недостаток, чтобы туда попасть, надо подняться на второй этаж. Если вы только что вернулись из трека, это может показаться издевательством над вашими уставшими ногами. Зато, будет компенсировано великолепной кухней и таким же обслуживанием, в сочетании с невысокими ценами. Супы и свежая рыба из озера особенно рекомендуется.
Кафе «Pumpernickel» – ага здесь оно тоже есть. Всё вышесказанное об этом кафе в Катманду относится и к кафе в Покхаре. Стоит лишь добавить, что само кафе находится на берегу живописного озера, что делает его ещё более привлекательным. И ещё в нём можно заказать блины – я обычно заказывал блин с бананом и шоколадом, к нему ещё и мёд подают (ладно, ладно – всё, молчу, сам сейчас слюной захлебнусь).
Часть 6-ая: Сваямбу.
Хотел, было написать, что мы сели в такси на площади Дурбар и доехали до Сваямбуната, и всё, но вспомнил, что в дороге всё же произошёл один досадный эпизод. Не сказать, что это было что-нибудь серьёзное и достойное внимания, но всё же упомяну этот маленький момент, добавлю, так сказать, в вашу копилку возможных разводов.
Итак, торг с таксистом закончился его отчаянным предложением, обращённым к нашим удаляющимся спинам, заплатить чуть больше чем мы предложили в последний раз, но он (таксист) за эту сумму отвезёт нас не только к Сваямбунату, но и обратно в Тамель. Цена показалась вполне разумной. Мы сели в машину. По пути таксист поинтересовался, в какой отель нас потом везти, то есть всё выглядело естественно. Но только до тех пор, пока мы не доехали. Мы собрались выйти из машины, и я спросил таксиста, заплатить ему сейчас, но половину суммы, или всю сумму, но когда он нас привезёт к отелю. Таксист выбрал 3-ий вариант – заплатить всю сумму, причём незамедлительно. И был несказанно расстроен тем, что его гениальная идея по способу оплаты его услуг не нашла нашего понимания. Когда, после некоторых препирательств, ему стало ясно, что в наши планы не входит отдать деньги и дать ему уехать, он решил «включить дурака» и стал говорить, что ни о какой обратной дороге речи не шло, и названная мной цена нереальна. Опять последовала жаркая дискуссия (да нет, конечно, мне не жалко было пары сотен рупий, но зачем из меня идиота делать – я это не люблю). Когда спорить мне надоело, я ткнул пальцем в счётчик, и спросил, сколько я ему должен. По счётчику выходило, что нисколько. И на моё предложение выбрать из двух вариантов: я не заплачу ему ничего, или заплачу, сколько посчитаю нужным, он, не без заметного недовольства, выбрал всё же второе.
Но, эпизод этот быстро забылся, потому, как нам предстояла подъём вверх по ступеням, конца которым не было видно. Можно, в принципе, подъехать практически к самой ступе, и не шагать по всем этим ступеням, но мне кажется, что тогда само посещения этого места не вызовет столько эмоций, сколько вы получите при самостоятельном подъёме. Постепенно, шаг за шагом перед вами будет открываться панорама Катманду, и так же, шаг за шагом вы будете приближаться к величественной белой ступе. Да и то, что окружает эту бесконечную лестницу, с молитвенными барабанами, статуями Будды, письменами на камнях, всё это создаёт свою атмосферу.
(молитвенные барабаны)
(камушки с письменами)
(статуи Будды в начале подъёма)
(лестница в небо)
(почти на самом верху)
Ах, ну, да – ещё и обезьяны, конечно же! Сваямунат называют ещё «обезьяньим храмом», и надо сказать, обезьян там действительно море. Для меня, коренного жителя Московской возвышенности, зрелище прогуливающихся по городу обезьян (это, если кому интересно, обычные макаки резус) было весьма необычным.
Совет: несмотря на то, что выглядят обезьянки весьма мило, на самом деле они являются злобными мерзкими тварями. Если не хотите лишних приключений – не пытайтесь с ними «поиграть». И упаси вас Бог дать им какое-нибудь лакомство!
Несколько слов о правилах посещения буддийских святынь.
Обходить их надо строго по часовой стрелке. Обходя, вращайте молитвенные барабаны, если хотите, конечно. На них написаны молитвы, как это не покажется вам странным. Таким образом, вращая барабаны, вы молитесь, даже не зная молитв. Обходить храмы и ступы следует три раза. Первый раз – молитесь за всех животных, второй – за всех людей. Третий – за себя любимого. Если заходите во внутрь храма, следует снять обувь перед входом (можно ходить в носках, или босиком). К слову сказать, индуистские святыни следует обходить так же по часовой стрелке. А вот внутрь вас пустят далеко не во все индуистские храмы.
(торговля рядом со ступой)
(глаза Будды даже на ветхой двери)
Во время нашей прогулки начался дождь, и мы стали свидетелями «исхода обезьян под крышу». Обезьяны большой рыжей рекой побежали укрываться от дождя. Снять успел только конец процессии.
ока Юля фотографировала радугу, маленький мальчик пытался спасти её от дождя – пытался подержать над ней свой небольшой простенький зонтик. Но так как белая тётя с фотоаппаратом была высокая, а он, напротив слишком низкий, то ему приходилось подпрыгивать. До головы он, впрочем, всё одно не доставал, хоть и старался. И каждый раз слегка бил зонтом по спине сосредоточенную на радуге и фотоаппарате Юлю. Она не видела всей картины, и когда закончила,даже пожаловалась мне на него – «хулиганьё какое!». Рассказал ей, как это было на самом деле. История её весьма растрогала (ну, надо было видеть ещё этого мальчика с зонтиком :) ). Мы вместе, посовещавшись, решили, что это был «Белый Зонт». Дело в том, что одна наша знакомая, попросила нас привезти из Непала буквально следующее: «Психологические аспекты Будды – Белый Зонт и Чёрный Плащ». Что это такое, она объяснить не смогла. Я потом и к монахам приставал с этим вопросом и к торговцам танка (буддийские иконы) – никто ничего не мог сказать вразумительного. На самом деле, истина как всегда была не поверхности. Маленький непальский мальчик мокнущий под дождём, но защищающий других от дождя своим зонтом и есть – аспект Будды, Белый Зонт.
Ещё несколько фотографий:
(монахи под дождём)
Таксист который вёз нас обратно в Тамель, как оказалось был знаком с дочкой посла России в Непале. Спрашивал, что означает по русски имя «Мария» (так, видимо, зовут дочку посла). Рассказал ему, что имя скорее еврейское, по крайней мере с еврейским корнем, хотя и распространено у нас. В последствии ещё не раз пересекались с этим таксистом. Каждый раз мило беседовали о чём-нибудь. В общем, не все таксисты в Непале алчные мошенники :)
Смотрите в следующей серии: Похоронные костры Пашупатината
Комментарии
интересная страна, но какая-то не яркая... понравилось больше всего живые обезьянки